Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи. Проблемы произношения звуков у детей с ТНР оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у дошкольников с ТНР имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения. В школьном возрасте несформированность фонематического восприятия приводит к нарушениям письменной речи. Работа по формированию фонематического восприятия с детьми с ТНР требует подкрепления звучащего слова зрительным образом – демонстрацией игрушки, картинки, изображающей предмет; демонстрацией действия или картинки, изображающей это действие. На первом этапе работы взрослый, произнося слово, должен находиться по отношению к ребёнку так, чтобы ребёнок видел его лицо. При этом слово произносится взрослым с активной, несколько утрированной артикуляцией. При повторении игры вводится усложнение: при произношении слова взрослый прикрывает рот так, чтобы ребёнок не видел артикуляции, т.е. пользовался только слуховым анализатором.