Разъяснения от прокуратуры
об ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
За совершение действий,
направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение
достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности,
языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо
социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств
массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть
"Интернет" предусмотрена ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.29 Конституции Российской
Федерации, не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Кроме того, согласно
с п.1 ст.1 Федерального закона 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности», возбуждение социальной, расовой, национальной или
религиозной розни расценивается как экстремистская деятельность (экстремизм).
Исходя из положений
ст. 14, 19, 28 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод
человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
Вместе с тем, Россия - светское государство. Никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Таким образом, не допустимы действия, направленные на возбуждение вражды,
либо унижение человека либо группы лиц по признакам расы, пола, вероисповедания,
как и пропаганда верховенства одной религии над другой.
Под такими действиями может, например, пониматься размещение в сети
«Интернет» информации, графических изображений, видеозаписей, комментариев,
обладающих признаками возбуждения вражды (ненависти,
розни) по отношению к человеку, группам лиц.
За указанные деяния
предусмотрена административная ответственность по ст. 20.3.1 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает
административный штраф на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или
обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до
пятнадцати суток.
Кроме того, за совершение аналогичного
правонарушения лицом после привлечения к
административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ в течение одного года
предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ.
При этом максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от
двух до пяти лет.
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от прокуратуры Орджоникидзевского района об ответственности за коррупционные проявления в образовательных учреждениях
Ответственность за коррупционные проявления в образовательных учреждениях
Вопросы противодействия коррупции и профилактики коррупционных проявлений в образовательных учреждениях имеют особую актуальность в сложившихся условиях дистанционного обучения.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник образовательной организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Классическим примером может являться оказание услуг по репетиторству при подготовке к ЕГЭ, а также, когда педагог предлагает отстающему от программы ученику заниматься индивидуально за плату.
Данный процесс обладает высокой латентностью: вскрыть факты частного репетиторства педагогов без активного участия родителей и администрации образовательного учреждения невозможно.
Причины латентности правонарушений в сфере образования:
- убежденность родителей, что после обращения в правоохранительные органы, в прокуратуру, в департамент образования к его ребенку будут предвзято относиться;
- расчет родителей на получение преференций от педагога, оказывающего частные уроки;
- нежелание администрации образовательного учреждения вскрывать данные факты.
Репетиторство является наиболее очевидным примером, когда в деятельности педагогического работника может возникать конфликт интересов. Исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения.
Нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов может повлечь применение к нему мер юридической ответственности. Исходя из п. 7.1 ст. 81 ТК РФ в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Круглосуточный телефон для приема граждан по вопросам противодействия коррупции в Свердловской области
+7(343) 253 88 44