для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов, методов и способов общения, наиболее подходящие и в максимальной
степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности для социального развития.
1.5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ОВЗ предоставляются
бесплатно.
2. Цель и задачи инклюзивного образования
2.1. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на
получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2.2. Задачи инклюзивного обучения включают:
разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для
воспитанников с ОВЗ ДОУ;
обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ограниченными
возможностями здоровья с учетом специфики и выраженности нарушения развития,
социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в
ДОУ;
социальное сопровождение воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития,
активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
2.3. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей
обучения:
полная инклюзия – воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, и обучаются по адаптированной основной образовательной программе (далее
– АООП) /основной образовательной программе (далее – ООП), в соответствии с
учебным планом ДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
частичная инклюзия – воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими
нарушений в развитии;
внеурочная инклюзия – воспитанники, имеющие ограниченные возможности здоровья
проходят обучение на дому по индивидуальному учебному плану и посещают
внеклассные мероприятия, кружки и др. по согласованию с родителями (законными
представителями).
3. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
3.1. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения
и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из
группы детского сада. Индивидуальный план работы развития ребёнка состоит из
диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную
стратегию развития конкретного воспитанника;
принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании социально-активной личности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья;
принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников
необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия
детей и педагогов ДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои
потенциальные способности;
принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств
обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для
составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка;
принцип
вариативности предполагает
наличие
вариативной
развивающей,
образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей
с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении;
принцип партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с родителями (законными
представителями) воспитанников используют для установления доверительных
отношений, направленных на поддержку ребенка;
принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
4. Организация инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении
4.1. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания.
4.2. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной
основной образовательной программой ДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации/абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Для организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном
учреждении необходимо иметь:
заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по
адаптированной/основной образовательной программе дошкольного образования (см.
Приложение 1);
заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии
о
подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид».
4.4. Этапы реализации инклюзивного образования
предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы
родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психолого-
педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между
ДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов
комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от
динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медикопедагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии;
основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП/ООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями
воспитанников с ОВЗ.
4.5. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в группах
общеразвивающей направленности.
4.6. При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида определяются условия и
технология включения их в группу общеразвивающей направленности ДОУ (дозирование
времени пребывания ребенка в ДОУ, необходимость специалиста сопровождения,
индивидуальный график посещения ребенком ДОУ, адаптационные мероприятия).
4.7. Реализация АООП/ООП при инклюзивном обучении должна предусматривать
создание в ДОУ специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной
категории лиц с ОВЗ.
4.8. Для реализации АООП/ООП должны быть созданы следующие условия:
по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);
по
реализации
коррекционно-педагогической
деятельности
педагогами
и
специалистами, его психологическое сопровождение;
по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;
по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую
деятельность.
4.14. Прием воспитанников с ОВЗ в ДОУ для обучения по АООП осуществляется на
основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя
заведующего ДОУ, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк).
4.15. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
4.16. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
4.17. Образовательная деятельность по АООП/ООП организуется в соответствии с
годовым планом ДОУ.
4.18. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются педагогами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
4.19. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители
(законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью
организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых
результатов.
4.20. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную
работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья
воспитанников инклюзивного обучения в ДОУ.
4.21. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непосредственно образовательной деятельности, которое определяется ДОУ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.22.
Общее
психолого-медико-педагогическое
сопровождение,
динамическое
наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется ПМПк
ДОУ.
4.23. Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в ДОУ.
4.24. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на ПМПк
(психолого-медико-педагогическую комиссию) для определения формы обучения в школе
(общеобразовательной или специальной коррекционной).
5. Содержание инклюзивного образования в ДОУ
5.1. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
беседы и чтение художественной литературы;
моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
индивидуальные занятия со специалистами;
активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
проведение режимных моментов образовательной деятельности;
формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
5.2. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:
тематические родительские собрания и консультации;
доступная информация о работе по инклюзии.
5.3. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:
педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений
работы;
посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие
в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей
специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей
проблемы, информационная и психологическая поддержка.
6. Документация по организации инклюзивного образования
6.1. Воспитатель и специалисты разрабатывают и ведут следующие документы в ДОУ:
индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
график индивидуальных занятий;
мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
6.2 Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого-педагогической комиссии.
7. Участники инклюзивного образования в ДОУ
7.1. Участниками инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении
являются:
ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
родители (законные представители) воспитанников;
воспитатель;
специалисты;
7.2. В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
7.3. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
7.4. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют мониторинг детей с ОВЗ и детейинвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам
дальнейшего обучения.
7.5. Занятия проводятся по расписанию, утверждённому заведующим ДОУ.
8. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
8.1. Администрация ДОУ:
проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;
осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с
ОВЗ.
8.2. Педагоги обязаны:
организовать работу лиц, обеспечивающих сопровождение воспитанников с ОВЗ в
образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их
семей;
осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;
педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не
имеющим отношения к реализации АООП;
педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые
установлены федеральными законами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.