Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Подготовка к школе 6-7 лет 2024-2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................... 3

1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.............................................................................. 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ....................................................... 5
1.1.3. Значимые характеристики для разработки Программы .................................................. 7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы ................................................................. 8
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
(оценочные материалы)................................................................................................................. 8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ............................................................................................. 9

2.1. Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов, методов и
средств реализации рабочей Программы .................................................................................. 9
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик...... 10
2.3. Содержание образовательной деятельности ...................................................................... 12
2.4 Взаимодействие взрослых с детьми..................................................................................... 17
2.5. Способы поддержки детской инициативы ......................................................................... 18
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации
Программы ................................................................................................................................... 18
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................... 21

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ...................... 21
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ................................... 21
3.3. Календарно-тематическое планирование Программы ...................................................... 23
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы ........................................................ 28
3.5. Методические материалы .................................................................................................... 28
Список литературы ……………………………………………………………………………..29

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
В связи с изменениями в государственной политике в отношении социальных проблем,
вопросов рождаемости, поддержки семьи и детства ситуация складывается таким образом, что
одним из приоритетных направлений жизни россиян становится образование детей.
Не секрет, что сегодня основное дошкольное образование сводится к хорошей организации
полноценного режима питания, сна и прогулок, воспитательного процесса. Большинство семей
считают необходимым обеспечить своих детей-дошкольников дополнительным образованием.
Ведь дополнительное образование является не только хорошим дополнением к общему, но создает
мощный полноценный фундамент для дальнейшего разностороннего развития детей,
предоставляет возможность использовать раннее детство для развития в значительной мере многих
психических процессов, способностей, талантов.
Многие родители, имеющие материальные возможности, предпочитают отдавать ребенка в
частные образовательные центры, так как на первое место ставят условия, в которых занимаются
дети, качество оказываемых услуг, результативность и профессионализм педагогов.
Таким образом, социальный заказ семьи представляет собой ориентацию на удовлетворение
запроса ребёнка, его всестороннее развитие и результативность.
Поэтому намечается тенденция спроса на качественные образовательные услуги в сфере
частного дополнительного образования.
Рынок платных дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста в
настоящее время переживает период развития. Однако это развитие сопряжено срядом трудностей.
А время неумолимо требует инновационных образовательных продуктов, доступности в их
реализации и использовании.
Одной из наиболее актуальных и острых проблем, стоящих перед современной системой
дошкольного образования, является проблема адаптации ребенка к быстроменяющемуся
окружающему миру.
Сегодня родители ввиду отсутствия времени катастрофически мало общаются со своими
детьми; дети большую часть дня проводят у телевизора и компьютера. Живое общение, русский
язык, литература уходят, к сожалению, на второй план.
Только сочетание возрастного, индивидуального и комплексного подходов в воспитании и
обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное разностороннее
развитие.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный
перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития; развитие
познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие); формирование
гармоничной личности; всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее
успешному его обучению в общеобразовательной школе.
Задачи:
1.
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2.
Увеличение объема внимания и памяти.
3.
Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
4.
Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
6.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
3

7.
Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать
свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат
своих действий и т.д.).
«Подготовка к школе» - программа дополнительного дошкольного образования для детей от
6 до 7 лет.
Главная функция обычного учителя – научить, а педагога, работающего по данной
программе - помочь ребенку сделать открытие.
Один из главных методов в педагогике – повторение. А в данной программе – эвристический
метод.
В работе педагога по данной программе информация вся в полном объеме поступает не от
педагога к ребенку, а от совместных рассуждений – к рождению новых решений.
Мы очень часто повторяем ребенку одно и то же: не бери руки в рот, мой руки передедой, не
ешь снег. В любой ситуации необходимо найти такой способ, при котором бы ребенок осмысленно
выполнял или не выполнял то или иное действие.
Что бы могли предложить вы в данном случае? Нужно помочь ребенку осознать, чтоснег не
такой чистый, как кажется, растопив его в комнатных условиях; что под ногтями огромное
количество грязи и микробов, рассмотрев содержимое под микроскопом и т.д.
И чем раньше ребенок с нашей помощью, а не на собственных ошибках научится познавать
окружающий мир, тем самостоятельнее и свободнее он будет. Полугодовалому малышу говорим:
«Чайник горячий». Он не поймет и обязательно захочет его потрогать.
Сделайте это раньше вместе с ним: прикоснитесь вместе с ребенком к горячему чайнику и
сопроводите этими же словами.
Отличительной особенностью Программы является даже не само содержание, а способы
преподнесения нового материала, сама методика преподавания.
Любая тема, предлагаемая на, обыгрывается не с точки зрения «представить как истину», а
с позиции: «попробуй сделать», «догадайся», «придумай», «сделай сам», «ответь сам на вопрос»,
«найди решение», «найди выход из ситуации», «объясни явление», «как бы ты назвал».
Именно пройдя самостоятельный путь познания, ребенок как нельзя лучшезапомнит, как
он искал ответ на вопрос, как пытался решить проблему. Любая информация, преподнесенная в
ненавязчивой форме, легче усваивается и не всегда требует повторения. Актуальность
Программы заключается именно в том, что в наше сегодняшнее быстроменяющееся время
необходимо готовить маленького человека самостоятельно мыслить и добывать знания.
Программа построена в соответствии с Законом об образовании, Законом о дополнительном
образовании, с учетом СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы итребования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано
министерство юстиции РФ 29.01.2021 г., регистрационный № 62296).
Данная Программа рассчитана на планомерное систематическое развитие детей от 6 лет до
момента поступления ребенка в школу.
Систематичность занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия – 30 мин,
сентябрь-май.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы к формированию Программы сформулированы на основе ПООП ДО, а также
направлены на решение задач II части Программы.
Основные принципы к формированию Программы следующие:

Принцип поддержки разнообразия детства: учет социокультурной ситуации
развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и
способов их выражения, особенностей региона в организации образовательной деятельности.

Принцип сохранения уникальности и самоценности детства: обеспечение
полноценного проживания ребенком каждого возрастного этапа: раннего и дошкольного детства,
обогащение (амплификация) детского развития.
4


Принцип позитивной социализации ребенка: организация процесса освоения
ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов деятельности
и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества и государства в
совместной деятельности со взрослым и другими детьми, направленной на создание предпосылок
к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Принцип личностно-развивающего и гуманистического характера
взаимодействия участников образовательных отношений: ценностная ориентация на
достоинство каждого участника взаимоотношений, уважение и безусловное принятие личности
ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям,
интересам.

Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признанияребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений: активное участие детей,
педагогов и родителей в реализации Программы, диалогический характер коммуникации между
ними (возможность высказывать свои взгляды, отстаивать свою точку зрения, брать на себя
ответственность в соответствии со своими возможностями).

Принцип сотрудничества Учреждения с семьей: кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе; разнообразные содержательные и организационные формы
сотрудничества.

Принцип сетевого взаимодействия с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и др., использование ресурсов местного сообщества и вариативных
программ дополнительного образования для обогащения детского развития (социального и
культурного опыта детей, приобщения к национальным традициям, природе и культуре родного
края), удовлетворения особых потребностей детей, оказания психолого-педагогической поддержки
семьям.

Принцип индивидуализации дошкольного образования: построение
индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для него спецификой и
скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно- психологические
особенности при обеспечении активности ребенка в выборе содержания своего образования,
разных видов деятельности, при оказании взрослым необходимой помощи ребенку в сложных
ситуациях, акцентировании внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.


Принцип возрастной адекватности образования: подбор содержания иметодов
дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей; использование всех
специфически детских видов деятельности; мотивирующая, соответствующая психологическим
законам развития ребенка деятельность педагога; учет его индивидуальных интересов,
особенностей и склонностей.

Принцип
развивающего
вариативного образования: предложение
образовательного содержания ребенку через детские виды деятельности, ориентация, учет его
интересов, мотивов, способностей.

Принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных
областей: всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие детей в их тесной взаимосвязипосредством различных видов
детской активности.

Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы: выбор программного обеспечения, учитывающего
имеющиеся условия реализации Программы, контингент воспитанников, их особенности и
интересы, запросы родителей (законных представителей), интересы и предпочтения педагогов.

Принцип культуросообразности, варьирования образовательного процесса в
зависимости от региональных особенностей.
Содержание этого раздела также представляет основные подходы к формированию
Программы.
ПООП ДО опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого
5

культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко- эволюционный подход
к развитию личности в природе и обществе, культурно- деятельностную психологию социализации
ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества:

принцип деятельности обеспечивает всестороннее развитии детей;

принцип минимакса обеспечивает индивидуальный путь развития каждого
ребёнка;

принцип комфортности обеспечивает нормальное психофизиологическое
состояние детей:

принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между всеми
степенями обучения.
С целью развития логического мышления на наглядном материале, воспитания интереса к
предмету и процессу обучения в целом, Программа дополнена блоком игровых занимательных
задач для дошкольников, которые активизируют мыслительнуюдеятельность ребёнка, учат детей
планировать свои действия, обдумывать их, догадыватьсяв поисках результата, проявляя при этом
творчество. Опираясь на существенные признаки предметов, дети разгадывают загадки и учатся
составлять их с помощью учителя.
В Программе подразумевается практическая работа с палочками и геометрическими
фигурами.
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений
способствуют развитию у детей пространственных представлений, элементов геометрического
воображения, выработке практических умений в составлении новых фигур путём присоединения
одной из них к другой. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию и замыслу.
Они учатся умению решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания
хода решения, ограничивать количество проб за счёт обдумывания хода поисков, догадки.
В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей,
активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Основная
форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваютсятворческие способности
личности.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные,
игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка(введение игрового
персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти);
используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и
карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленыйсогласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные
картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи
букв, цифр).
Способы проверки и формы контроля освоения программы – мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Форма
подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка к
школе» – открытое занятие для родителей.
Здоровьесберегающая основа программы включает: формирование культуры здорового
образа жизни (беседы, видео-лектории, акции, спартакиады, походы и т.д.) и сохранение здоровья
детей в стенах учебного учреждения путём создания соответствующих условий обучения и
воспитания (соблюдение СанПина, тепловой режим,создание светового комфорта, профилактика
переутомления, создание ситуации успеха, использование игр на занятиях, создание
психологического комфорта).
Занятия проводятся в специальном регулярно проветриваемом помещении, где имеются
рабочие места для детей. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей,
норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности.
Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике
6

переутомления зрительной мышечной системы обучающихся, а также упражнения на релаксацию.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки Программы
Программа предусмотрена для получения дошкольного образования детьми дошкольного (с
6 до 8 лет) возраста до прекращения образовательных отношений в группах общеразвивающей
направленности и одного возраста по составу воспитанников. В связи с этим она учитывает
основные возрастные особенности детей данного возраста.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников была сформулирована по
материалам характеристики возрастных периодов в соответствии с ООП ДО.
В содержании Программы учитываются также исторические, национально- этнические,
культурные особенности осуществления образовательного процесса.
1.
Исторические
Учреждение находится в благоустроенном и развивающемся районе города Екатеринбурга.
В сотрудничестве с социальными партнерами наше ДОУ имеет возможность проявить себя как
активный участник предлагаемых проектов. Вокруг детского сада расположен жилой комплекс, во
дворах которого заметно улучшились условия детей: возводятся детские площадки и спортивные
комплексы, хоккейные коробки,площадки для футбола, волейбола и баскетбола.
2.
Национально-этнические
Программа учитывает преобладающее количество семей по национальному и языковому
составу – русские и русскоязычные, поэтому реализует социокультурные ценности русского
народа. В то же время Программа учитывает наличие в Учреждении детей из семей, мигрировавших
из других стран, в связи с чем в нее включаются разделы по ознакомлению дошкольников с
культурными традициями разных национальностей: с произведениями устного народного
творчества, героями мифов и эпоса, образцами декоративно-прикладного искусства, национальных
костюмов, особенностями организации жилища и быта.
3.
Культурные
Наша область славится хохломской, городецкой росписью, семеновской игрушкой
(матрешкой), редкой черной керамикой, берестяными и соломенными изделиями.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
С началом реализации программы, прежде всего, произойдет максимальноеудовлетворение
спроса родителей на дополнительные образовательные услуги.
расширятся возможности для разностороннего развития личности ребёнка,
реализации его интересов;
повысится качество и результативность дополнительного образования детей на базе
МАДОУ;
повысится творческий потенциал детей и профессиональное мастерство педагогов
дополнительного образования;
произойдет внедрение новых программ и технологий в образовательный процесс;
улучшится материальная база МАДОУ;
расширится спектр дополнительных образовательных услуг, улучшится качество
проведения массовых мероприятий;
произойдет разработка и внедрение пакета методических пособий и видео- и
полиграфических пособий к образовательным программам;
пройдут обучающие семинары и круглые столы для воспитателей по проблеме
модернизации частного дополнительного образования;
пройдет мониторинг развития детей путем тестирования.
Планируется ежегодное проведение промежуточных (районных) олимпиад для
дошкольников среди обучающихся по Программе.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
7

-

Ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;

знать порядок букв (алфавит);

различать гласные и согласные звуки;
правильно ставить ударение в знакомых словах;
свободно и осознанно читать простые слова
правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в
соответствии со знаком на конце;
проявлять интерес к родному языку.
ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки
(сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
уметь составлять и решать арифметические задачи;
уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
ориентироваться в тетради
1.3.
Развивающее оценивание
Программе(оценочные материалы)

качества

образовательной

деятельности

по

Нулевой срез проводится в начале учебного года, где фиксируются знания, умения инавыки
ребенка. В конце года проводится контрольный срез по каждому направлению (что узнал, чему
научился ребенок за истекший период).
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы,проекты,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный
опрос, беседа.
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения. Ключ к
результату усвоения материала:
Низкий уровень (70-80%) — 3 балла
Средний уровень (80-90%) — 4 балл
Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: вначале педагог (или родители, затем им предлагается дневниксамооценки
«Мои достижения». Основными задачами его введения являются: развитие познавательных
интересов обучающихся,создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях, максимальное раскрытие индивидуальных творческих
способностей каждого ребёнкаприобретение навыков саморефлексии.

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.
Описание образовательной деятельности, вариативных форм, способов,
методови средств реализации рабочей Программы
Каждое из направлений Программы сохраняет общую тенденцию преемственности в
развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное
продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
Программа рассчитана на плавное последовательное продвижение вперед на каждом
возрастном этапе развития ребенка. Предполагаемый курс дает возможность интенсивно развивать
познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, все виды речевой деятельности
(умение слушать и говорить, читать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать
интерес к языку, речи, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Программа формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал.Занимающийся по
Программе ребенок лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию,
последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Данная
Программа не самоцель, а средство формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на
том, что окружающий мир постижим.
На каждом занятии перед детьми ставится учебная задача (главный вопрос, проблема
занятия). Учебная задача должна решаться ребёнком при собственной преобразовательной
деятельности (например, педагог предлагает написать четыремдрузьям письма, но имеется только
один лист бумаги. Где взять ещё три?)
У детей в процессе развития складывается логико-математический опыт, представленный
ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения,
классификации, измерения и т. д., в результате которого они смогут использовать освоенные
способы действий в новых самостоятельных играх.
Курс дополняет любую основную программу дошкольного образования и не пересекает
программы начального школьного обучения. Материал определяется с учетом возрастных
возможностей детей.
Дети очень восприимчивы, они настойчиво ищут ход решения логических задач, что через
усердие, усилие и настойчивость приводит к результату, к успеху, радости, открытию. У ребенка
создается ситуация успешности, радости, удовольствия, возникает положительный эмоциональный
заряд. Ребенку интересна конечная цель.
Направления
Блоки
1 Математика и Математика
логика

6-7 лет

Арифметический.
Геометрический.
Решение логических задач.
Логика
Решение нестандартных задач.
2 Чтение и
Чтение
Игры со словами.
развитие речи Развитие речи Работа с текстами.
3 Ознакомлен
Я человек.
ие с
Мир внутри нас.
Как устроен человек.
окружающи
Как устроен живой мир.
м миром
Безопасность. Как и от чего себя беречь.
Взаимоотношения с другими людьми. Как себя вести
с другими людьми.
Общество. Как устроена жизнь людей.
Что может человек.
9

2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Математика и логика
Основой данного курса является формирование и развитие у дошкольников приемов
умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования,
аналогии, обобщения в процессе математических открытий.
Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность на то, чтобы,
используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и
совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на
развитие мышления. Использование различных способов познания математического мира должно
стать достоянием ребенка.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум»,
т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Ее
изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность,
прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагаетмысли, лучше умеет обосновать свою
позицию. Полученные математические знания являются не самоцелью, а средством формирования
саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой и логикой - дать ребёнку ощущение уверенности в
своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, и значит, предсказуем
для человека.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала
определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и
воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими
материалом, увлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления,
закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности,
в другой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они
настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная
задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что
и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти
нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте
наибольшее применение находят дидактические игры и логические задания.
Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении,
назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических
играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.
Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных,
пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации
программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию
элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением,
содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения,
направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее
известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды
занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра
непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний,
расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике
немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они
10

интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа,
основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и
объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе
игр и упражнений с занимательным математическимматериалом дети овладевают умением вести
поиск решения самостоятельно.
Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную
активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Чтение
Основным дидактическим материалом данного курса является разрезная азбука. Длякаждой
возрастной группы основным комплектом является набор «Буквы». Дети играют с буквами на
протяжении всего периода обучения: изучения самих букв, обучение чтению с предметными
картинками с обратной стороны карточек с буквами, дети знакомятся с буквами, сравнивают их,
запоминают, распознают, раскрашивают, наклеивают. От буквы – к слогам. начинают складывать
слоги, а потом появляются карточки со слогами – «Слоговые цепочки» и карточки со словами
(односложные, двухсложные и состоящие из трех слогов).Педагог проводит игры как с буквами, со
слогами, так и со словами. Далее у детей появляется комплект карт со словарными статьямислов на
одну букву.
Развитие речи
Переход от диалогической речи к различным формам монологической речи - очень
длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют
привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более
произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую
языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём
совместного рассказывания: педагог начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном
рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт
схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием: "На картине
изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая, а ... (котята маленькие)" или: "Утром выпал ...
(снег). Андрюша взял санки и ... (вышел на улицу)".
Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению
самостоятельности и инициативы.
Ближе ко второй половине года ведущим приёмом обучения становится план, который
даётся в естественно-разговорной форме.
Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или
повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и
обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Педагог должен помнить, что
методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами
речевого развития.
Большое внимание при совместном рассказывании уделяется интонации, жестам, мимике, т.
к. эти средства выразительности речи помогают детям понять предлагаемую схему высказывания,
смысл предложения.
При обучении повествовательному (творческому) рассказыванию особое внимание
обращается на формирование умения видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) и
употребление глагольной лексики, т. к. глагол является основным средством развития сюжета
(посадил - повёз, не удержался - упал, остановился - поднял).
При составлении повествовательных рассказов предлагается к использованию такойприём,
как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует
повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании занятия у детей
имеется продукт их речевой деятельности - рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером
маме, прокомментировать происходящие события (т. е. проявить речевую активность). Данный
11

приём авторами пособия не освещается.
На занятиях по обучению пересказу у детей обязательно ставится задача по формированию
у детей представлений о литературных жанрах (русская народная сказка, авторская сказка, рассказ).
Воспитание звуковой культуры речи, развитие образной речи, формирование
грамматического строя речи.
Таким образом, целостный курс комплексного развития поможет детям усвоить ряд понятий
и закономерностей, вооружит умением анализировать, рассуждать, сравнивать, научит
презентовать себя и принимать самостоятельно решения, поможет овладеть коммуникативными
навыками, необходимыми для адаптации и успешного обучения в школе.
Ознакомление с окружающим миром
Серьезное внимание необходимо уделяет развитию познавательной активности и интересов
дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным
элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных
ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами,
увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушексамоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к
самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые,
необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на
экспериментирование, рассуждение, предположение.
Все темы рассматриваются с позиции «изнутри». Сведения об окружающем мире не
сообщаются как истина. Педагог предлагает ответить на ряд вопросов, требующих серьезных
логических рассуждений. Ребенок включается в процесс поиска ответов на вопросы, шаг за шагом
проделывает путь исследования. В результате рождаются ответы напоставленные вопросы, дети
себя чувствуют первооткрывателями. Данным образом полученная информация надолго отложится
в памяти ребенка.
У ребенка дошкольного возникает огромное количество вопросов об окружающем его мире.
Он хочет получить ответы на свои вопросы. Но не всегда родители и педагоги могут уделить
внимание для объяснений. Занятия по ознакомлению с окружающим миромдолжны помочь детям
в разрешении сложных вопросов, на которые можно дать ответ, рассуждая вместе с детьми.
2.3.

Содержание образовательной деятельности

В процессе реализации программы развития дошкольного учреждения, обновления
содержания обучения, развития познавательной творческой деятельности, у детей формируется
образ мира, где первоначальные ситуативные представления систематизируются и становятся
знаниями, начинают формироваться общие категории мышления: часть-целое, причинность,
пространство, время, предмет-система предметов, множественность истин, случайность, переход
количества в качество, противоречия. В результате усвоения систематизированных знаний у детей
формируются обобщенные способы умственной познавательной деятельности, развивается
диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является
одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному
взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Получив философское диалектическое воспитание, дети с раннего детства привыкнут
принимать множественность истин, уважать мнение и суждения других, использовать законы
диалектики в реальной действительности в творчестве, фантазиях. Обучение детей становится
радостным и увлекательным с постоянным ощущением удовлетворения от преодоления трудностей
в решении проблемной ситуации. Обучение деятельности осуществляется только через
деятельность. Дети приобретают навыки творческого познания мира, партнерского сотрудничества
со сверстниками и взрослыми, культуры общения. Каждый ребенок является объектом
индивидуального внимания воспитателя и в то же время обеспечивается коллективная работа
группы детей, что влияетна эмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка.
У детей повышаются интеллектуальные и творческие способности. Дети раскрепощены,
12

свободны, радостно воспринимают предложенные задания, любят открывать новое, необычное. У
детей формируется эмоциональная отзывчивость на явления окружающей среды. Дети сумеют
занять себя полезной продуктивной деятельностью, у них развивается произвольность и контроль
за своими действиями.
В качестве приоритетных видов работы по развитию личности дошкольника выделяются
следующие направления:
1.
Создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и
склонностей каждого ребенка.
2.
Развитие психических процессов, обеспечивающих формирование творческой
личности (восприятие, внимание, ассоциативная память, творческое воображение).
3.
Развитие навыков творческого, продуктивного мышления на уровне способностей
рассуждать, объяснять, анализировать, обобщать, классифицировать.
4.
Формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок
является объектом индивидуального внимания воспитателя и в то же время обеспечивается
коллективная работа группы детей, что влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие
детей.
Цели и задачи курса «Математика и логика»:
вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для
самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у
детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении
трудностей;
целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение
наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного,
находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие
гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы
объектов), понятий по заданному принципу;
развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать
полученные знания в разных условиях;
учить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей
действительности;
развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей,
сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур,
найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие
предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;
развивать
творческие
способности:
уметь
самостоятельно
придумать
последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающуюобщим
признаком;
развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, аналитические
способности, способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
развивать познавательные способности и приобщать детей к элементам творческой
деятельности;
изучить натуральные числа на системе практических занятий;
раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе
элементарных практических действий,
научить слушать и выполнять работу самостоятельно.
1 блок. Математика
Изучение математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат
идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей;
установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а
также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность,
13

глубина, критичность, гибкость.
2 блок. Логика
Сопоставление и соотнесение изучаемых понятий в самых разных отношениях и аспектах,
обобщение и дифференциация их, включение в различные цепочки причинно- следственных
связей, установление связей между новыми и изученными понятиями.
Арифметический и геометрический разделы - основные носители математического
содержания курса, т.к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросови тем.
Содержательно - логические задачи и задания направлены на развитие познавательных
процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее
важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышлениядошкольников
возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых
способствовало бы адекватному восприятию пространства, формированию пространственных
представлений, развитию воображения.
Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на
эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что
пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как
отдельные объекты познания. Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта
выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот
или иной признак. Поэтому целесообразней включать упражнения не на характеристику
пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности
общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных
действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это задания с
формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди
лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что
одинаково? Что не одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом
ряду», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можноразбить фигуры
на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т.п. Так в задании «Что
изменилось? Что не изменилось?» выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники,
которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается
отношениями «вверху - внизу», «между».
Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию
новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов. Продуктивность
мышления дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребеноквыдвигает идею не новую
для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, еслион открывает что-то для себя, пусть
известное для других, - это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности
мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет
выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты
характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование
деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много
знать.
Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические
перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.
Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит поэтапно. На
первом этапе действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами.
Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (формы,цвета). На втором
этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью движений руки и
глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие
свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.
Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей. Внимательно
слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и
14

тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию
произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные
упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности,
самостоятельности, творческого отношенияк делу.
Разделы курса «Математика и логика»
Сравнение предметов и совокупностей.
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Выделение признаков сходства и различия.
Объединение предметов в группы по общему признаку. Выделение части группы,
нахождение «лишних» элементов.
Равенство и неравенство групп.
Сравнение групп по количеству путем составления пар. Поиск и составление
закономерностей.
Числа 1-10
Формирование представление о сохранении количества, равенстве и неравенств
совокупностей предметов на основе составления пар.
Образование последующего числа путем прибавления единицы. Количественный и
порядковый счет от 1 до 10.
Знакомство с числами от 1 до 10, формирование умения соотносить цифру с
количеством.
Величины.
Формирование представлений о величинах «длина», «масса», «объем». Сравнение
предметов по длине, ширине, высоте, массе, объему.
Пространственно-временные представления.
Формирование пространственных представлений: на – над - под, слева - справа,
вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед. Ориентировка в пространстве: вперед – назад,вверх –
вниз, налево – направо.
Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра – послезавтра.
Установление последовательности событий. Части суток.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой
формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг,
овал, трапеция, шар, цилиндр, конус, куб, параллелепипед, пирамида.
К концу года ребенок 6-7 лет должен уметь:
сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как
непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно
выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснятьсвои
действия и называть число элементов в каждой части или целом;
уметь свободно проводить счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
знать место числа в натуральном ряду;
различать и сравнивать геометрические фигуры по их отличительным признакам:
форме, размеру;
- знать состав чисел 2 ,3 ,4 ,5 ,6 ,7 ,8 ,9 , 10;
- уметь писать цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
К концу обучения по курсу «Математика и логика» ребенок должен знать и уметь:
счет прямой до 100, по возможности – обратный от 100 до 1;
складывать и вычитать в пределах 10;
решать элементарные математические задачи со счетом в пределах 10;
аргументировано рассуждать на заданные математические темы;
уметь самостоятельно решать словесно сформулированные логические задачи;
учиться принимать самостоятельно решения в сложных ситуациях.
Чтение и развитие речи
15

Главная цель – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
развить коммуникативно-речевые и творческие способности;
интенсивно развивать речевую деятельность: умение слушать, говорить, свободно
пользоваться языком в различных ситуациях общения;
развивать художественно-образное и логическое мышление детей, воспитывать
речевую культуру общения как неотъемлемой части общения культуры человека;
работать над развитием речи, формировать у детей сознательное, в меру их возраста,
возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность,
способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на
жизненный опыт детей;
научить осмысленно говорить и читать целыми словами;
обогащать речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;
развивать интерес к учебным занятиям;
расширять и уточнять представления детей об окружающей среде в ходе чтения,
рассматривания иллюстраций;
обогащать лексический словарь детей;
развивать грамматически правильную эмоциональную речь;
совершенствовать звуковую культуру речи;
учить правильно писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
учить списывать с печатного текста.Задачи:
развитие умений говорения и слушания, чтения (слогов);
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие
грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
совершенствование звуковой культуры речи детей;
ознакомление детей с доступными возрасту вопросами культуры речевого поведения;
обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных
слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию;
обучение обсуждению прочитанного, умению дополнять сюжет, самостоятельно
придумывать события, предшествующие изображённым или последующие;
развивать грамматически правильную эмоциональную речь детей с соблюдением
последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе
текста.
Данный курс помогает закрепить полученные знания и умения по обучению чтению и
развитию речи, обогатить словарный запас детей.
Если ребенок выдвигает идею, если он что-то самостоятельно открывает для себя – это
показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребенка у него развивается
и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от
второстепенного.
Очень важной считается работа со словом. Поэтому Программа предусматривает
постоянную работу с дидактическим материалом «Слова». Такие наборы карточек должныбыть у
каждого ребенка.
Слова появляются порционно на определенную букву по алфавиту. Все слова
существительные, обозначают предмет.
На каждом занятии по чтению работа начинается с определения их лексических значений
новой группы слов. Чтение слов вразброс повторяется на каждом занятии.Задания с одними и теми
же словами предлагаются все время разные.
Игры с карточками со словами
Что может произойти с предметом (Дети должны определить, что умеет делать
объект или что делается с его помощью. Например, коньки, могут катиться, сломаться, продаваться,
стать малыми и пр.)
16

Родственники (К слову нужно подобрать как можно больше слов-родственников).
Ласковые слова (Предмет нужно называть по-разному ласково).
Из чего сделан предмет (Определить материал, из которого может быть сделан
предмет).
Где обитает, находится, можно найти предмет (Определить место обитания или место
нахождения предмета).
К какой группе предметов относится (какому сообществу принадлежит)Как можно
использовать и применять предмет.
На что похоже (Назвать предметы, похожие на него. Похожими объекты могут по
следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому
и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Найди лишнее.
Раздели на группы.
Логический поезд (Дети составляют логическую цепочку слов из картинок,
объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река –камень –
башня – принцесса и т.д.)
Прочитай слова и повтори (Предлагается прочитать 6 слов, потом карточки убирают,
нужно повторить слова. Количество предложенных слов можно увеличивать).
Цепочки (1 вариант. От данного слова все по очереди называют слова,обозначающие
то, что каждый представляет себе, когда слышит это слово.
2 вариант. Слова называют все по очереди, но ассоциации придумывают к
последнему слову. (Пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва -красная
площадь и т. д.)
Что общего (Предлагается прочитать несколько слов. Необходимо определить
признак, по которому они объединены).
2.4 Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и
пронизывает все направления образовательной деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать
окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным
образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и
прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной
деятельности в предметной среде возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом
процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.
Партнерские отношения взрослого и ребенкаявляются разумной альтернативой двум диаметрально
противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях
«свободного воспитания». Характеристикой партнерских отношений является равноправное
включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели
наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой
он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой- то определенный
«стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности
ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и
огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях,участвует в его играх и занятиях.
Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются
в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания
обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его
индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка
различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка
17

к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он
приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослыепредоставляют ребенку
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают
индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных
ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признаватьсвои ошибки. Взаимное
доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый
везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за
ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует
формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой
выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают емусвоего
решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять
чувства социально приемлемыми способами. Ребенок учится понимать других исочувствовать им,
потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
2.5. Способы поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по
выбору и интересам.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности:
 самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
 развивающие и логические игры;
 музыкальные игры и импровизации;
 речевые игры, игры с буквами, звуками, слогами;
 самостоятельная деятельность в книжном уголке;
 самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
 самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Особенности поддержки детской инициативы
Создание различных ситуаций, побуждающих детей активно применять своизнания и
умения, находить творческие решения и т.п.

Побуждение к самостоятельному решению проблем, нацеливание на поиск
нескольких вариантов решения одной и той же задачи, сведение помощи к минимуму (наводящие
вопросы, обращение к прошлому опыту), поддержка положительной самооценки ребенка

Отношение к ребенку с большим вниманием, уважением, доверием, активная
поддержка стремления к самостоятельности

Использование опорных схем, наглядных моделей, пооперационных карт для
развития у детей универсальных умений осуществлять деятельность (от цели до результата).

Создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественноизобразительной деятельности; в ручном труде, словесное творчество.

Размещение в предметно-пространственной среде предметов, побуждающих
детей к проявлению интеллектуальной активности

Обращение к книге для ответов на интересные и сложные вопросы

Проведение тематических дней
2.6.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в процессе
реализацииПрограммы
18

Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образовательную
среду для наиболее успешного развития и социализации детей от рождения до поступления в
школу. В лице педагогического коллектива родители обретаютважную опору для реализации своего
воспитательного потенциала и становления компетентного родительства.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом характерных особенностей каждой
семьи осуществляется дифференцированная работа с родителями (законными представителями)
воспитанников по основным направлениям:

Создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.

Повышение компетентности
родителей
(законных
представителей)
ввопросах охраны и укрепления здоровья детей, их развития и воспитания.
Задачи

1.

2.

3.

4.

5.

Направления
Подготовительная к школе группа
Познакомить
родителей
с
1. Педагогический мониторинг
Формы и методы взаимодействия: проведение
особенностями физического и
родителями самодиагностики результатов
психического развития ребенка,
развития
ребенка
и
самоанализа
развития
самостоятельности,
воспитательной
деятельности
через
навыков безопасного поведения,
анкетирование
родителей
«Какой
я
умения оказать элементарную
воспитатель?»,
тесты
«Какие
мы
родители?»,
помощь в угрожающих здоровью
«Понимаем ли мы своих детей?», родительские
ситуациях.
сочинения на тему: «Портрет моего ребенка»,
Познакомить
родителей
с
анкетирование и беседы на темы, связанные с
особенностями
подготовки
будущей
школьной
жизнью
ребенка:
ребенка к школе, развивать
«Насколько Вы готовы быть родителем
позитивное отношение кбудущей
школьника», «Мое мнение о школьной жизни
школьной жизни ребенка.
ребенка», проективная методика «Как я
Ориентировать родителей на
представляю своего ребенка в школе».
развитие
познавательной
деятельности
ребенка,
2. Педагогическая поддержка
Формы взаимодействия: беседа с родителями
обогащение
его
кругозора,
«Наши достижения за год», детско- родительский
развитие
произвольных
тренинг «Дай мне сделать самому», организация
психических
процессов,
наблюдений за детьми в ходе открытых занятий,
элементов логическогомышления
дискуссии на тему: «Если у ребенка нет друзей…»,
в ходе игр, общения со
«Каким я вижу своего ребенка в будущем»,
взрослыми и самостоятельной
«Проблемы застенчивого
ребенка»,
«Как
детской деятельности.
организовать детский праздник?», «Как развивать
Помочь родителям создать
способности ребенка?», «Что такое «школьный
условия
для
развития
стресс» и как его преодолеть?»; совместные с
организованности,
детьми игры и занятия для интеллектуального
ответственности дошкольника,
развития дошкольников «Умники и умницы»,
умений
взаимодействия
со
«Играем пальчиками», «Самый смышленый»;
взрослыми
и
детьми,
семинары-практикумы
с
использованием
способствовать развитию начал
познавательных игр; работа с информационными
социальной
активности
в
бюллетенями, буклетами; рубриками газеты
совместной
с
родителями
«Учимся, играя»,
«Как научить ребенка
деятельности.
запоминать?»,
«Развиваем
внимание
Способствовать
развитию
дошкольника»;
совместные
с
родителями
партнерской позиции родителей в
творческие и исследовательские проекты «Город
общении с ребенком, развитие
чудес», «Все мы такие разные», «Птицы нашего
положительной
самооценки,
19

уверенности в себе, познакомить
родителей со способами развития
самоконтроля
и
воспитания
ответственности за свои действия
и поступки.

края», «Вместе создаем мультфильм» и др.
3. Педагогическое образование родителей
Формы и методы взаимодействия:
организация образовательной программы для
родителей «Готовимся к школе» (тематические
встречи: «Что такое готовность к школе»,
«Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Как
повысить работоспособность и выносливость
ребенка?», «Учимся рассказывать», «Как не
остаться одному в школьном коллективе», «В
доме первоклассник»); родительский клуб
«Родители будущих школьников»; детскородительские клубы: «Коллекционеры», «Клуб
туристов», «Клуб любителей чтения»
4. Совместная деятельность педагогов и
родителей
Формы взаимодействия: конкурсы «Мы родом
из детства», «Самое, самое, самое о нашем
городе»; спортивные досуги «Крепкие и
здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей
семьей»; совместные детско-родительские
дела, направленные на заботу об окружающих:
«Сажаем цветы на участке», «Поздравляем
ветеранов», «Украшаем детский сад к
празднику», «Починим игрушки малышам»;
совместные детско-родительские проекты на
темы: «Выставка лучших товаров России»,
«Много профессий хороших и разных», «Наши
путешествия»; фестиваль семейного творчества

20

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами:
1.
Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется
возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его
личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2.
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки, формирование уверенности в собственных возможностях и
способностях.
3.
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4.
Создание развивающей образовательной среды, способствующей
физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый
образец) ипродуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития
ребенкадошкольного возраста.
7.
Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования
Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев.
8.
Использование в образовательной деятельности форм и методов с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
9.
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития.
10.
Поддержка взрослыми положительного доброжелательного отношения
детейк друг другу и взаимодействие детей с друг в разных видах деятельности.
11.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
нихвидах деятельности.
12.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Успешное выполнение программы требует создания современной предметнопространственной среды. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда
становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка.
Основные характеристики организации предметно – пространственной среды
в группах

соблюдение принципа небольших полузамкнутых мини-пространств;

разнообразие предметного содержания;

доступность материалов и удобство их размещения;

наличие уголков уединения с целью соблюдения принципаиндивидуализации
образования;

центры активности:

«Центр познания» (развивающие и логические игры, речевые игры, игры

сбуквами, звуками и слогами, опыты и эксперименты)

«Центр творчества» (режиссерские и театрализованные, музыкальные
игры иимпровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность)

«Игровой центр» (самостоятельные сюжетно-ролевые игры)

«Литературный центр»

«Спортивный центр» (обеспечение двигательной активности и
организацияздоровьесберегающей деятельности детей)
Показатели качества созданной предметно-игровой среды:
1.
включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность,
возможность выбора занятия по интересам, увлеченность интересным делом;
2.
низкий уровень шума в группе («рабочий шум» без доминирования
голосавоспитателя, тем не менее, слышного детям);
3.
низкая конфликтность между детьми;
4.
выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей
(многообразие рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и др.);
5.
положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,
открытость, желание посещать детский сад;
6.
реализация индивидуальных образовательных маршрутов
С целью использования информационно-коммуникативных технологий и более
эффективного наглядного сопровождения образовательной деятельности, в Учреждении
используются следующие технические средства (ТСО):

ноутбук, которые имеет выход в интернет;

МФУ цветной (принтер, ксерокс, сканер);

телевизор;

1 интерактивная панель с программным обеспечением;

магнитофон.
Программой предусматривается использование обновляемых образовательных
ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов,
техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и
воспитания, спортивно-музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.3. Календарно-тематическое планирование Программы
1 блок
СентябрьОктябрь
Математика
1 неделя
Выяснение умений и знаний детей.
Диагностика
2 неделя
Натуральное число как результат
счета и мера величины
3 неделя
Числа 1-го десятка
Счет от 1 до 10 Счет единицами
Счет по линейке
4 неделя

Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Декабрь
1 неделя
2 неделя

Математика и логика
2 блок
Логика
Решение задач на внимание

Решение задач на измерение
длины, сравнение по массе,
объему

Вычитание чисел при помощи
линейки
Счет десятками
Названия круглых десятков

Числа 2-го десятка
Счет от 10 до 20
Числа 3-го десятка
Счет от 20 до 30

Ряды чисел

Цифра и число

1, 2, 3, 4…

Наименьшее однозначное число.
Наибольшее однозначное число

9, 8, 7…
2, 4, 6…
1, 3, 5…

Числа четные и нечетные

Называние чисел в обратном
порядке.
Счет четными числами. Счет
нечетными числами
Сложение чисел при помощи
линейки

Термины

Сложение
Термометр
Вычитание
Десяток

Решение задач на поиск
закономерностей

10, 20, 30…
10, 11, 12…
20, 19, 18
10, 12, 14…
11, 13, 15…

Однозначные и двузначные числа
20, 21, 22…
30, 29, 28…
23

3 неделя

Числа 4-го десятка
Счет от 30 до 40

4 неделя

Числа 5-го десятка
Счет от 40 до 50

Январь
1 неделя

Числа 6-го десятка
Счет от 50 до 60

2 неделя

Числа 7-го десятка
Счет от 60 до 70

3 неделя

Числа 7-го десятка. Счет от 70 до 80

4 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя

3 неделя

Числа 8-го десятка
Счет от 80 до 90
Числа 9-го десятка
Счет от 90 до 100

4 неделя

Счет сотнями. Названия сотен.
Четырехзначное число - 1000
Счет трехзначных чисел десятками

Март
1 неделя
2 неделя

Денежные единицы.
Денежные купюры. Номиналы

20, 22, 24…
21, 23, 25…
30, 31, 32…
40, 39, 38…
30, 32, 34…
31, 33, 35…
40, 41, 42…
50, 49, 48…
40, 42, 44…
41, 43, 45…
Решение задач на сравнение
и классификацию

Решение задач на
нахождение выхода из
создавшейся
затруднительной ситуации

50, 51, 52…
50, 52, 54…
51, 53, 55…
60, 61, 62…
70, 69, 68…
60, 62, 64…
61, 63, 65…
70, 71, 72…
70,72, 74…

Трехзначные числа.
Наибольшее двузначное число – 99.
Наименьшее трехзначное число - 100
Наибольшее трехзначное число - 999
Наименьшее четырехзначное число 1000

100, 200, 300…
1000, 900, 800…
110, 120, 130…
210, 220, 230…

Решение элементарных задач
по теме: «Покупки» типа «У
24

3 неделя
4 неделя

денежных купюр

мамы было 300 руб. Может
ли она купить книгу за 100
рублей? Сколько у нее
останется денег? Сколько
таких книг она может
купить?»
Занятия по творческому решению изобретательских задач (ТРИЗ) и на развитие творческого воображения (РТВ)

Апрельмай
Всего: 21 занятий

25

Чтение и развитие речи
Тема
1 неделя

Вводное

2 неделя

Для чего мы говорим?
Речь.
Речь. Текст.
Предложение. Слово.

3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя

4 неделя
Январь
1 неделя

Цели
Выяснение возможностей детей, знают ли
буквы, диагностика умения читать и т.д.

Без труда нет добра
Белые бараны били в барабаны
Без труда булки и баранки
Не родятся никогда

Выразительности
слова в литературе.
Синонимы, антонимы,
эпитеты

За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам
Боря Ире дал ириску,
Ира Боре - барбариску
На дворе трава, на траве дрова
Мы гуляли у озера. На сосне замерла сойка. Она размером
с галку. Сойка серая, с усами и ярким зеркалом на крыле.

Дать представление о выразительности
слова в литературе. Научить подбирать
синонимы, антонимы, эпитеты к словам

Интонации речи.
Эмоциональность,
выразительность речи

Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах
Скучен день до вечера, если делать нечего
Цыплята гуляли во дворе. Вдруг они заметили веревочку.
Цыплята подумали, что это червяк. Стали тянуть его. Когда
вытянули, поняли, что это мышиный хвост.
Кто много читает, - тот и много знает

Показать возможности голоса, интонации
в передаче содержания и настроения речи.
Научить эмоционально говорить, задавать
вопросы, отвечать на них, используя
богатство голосового интонирования

Ритмическая
организация речи

Л.Н. Толстой
Галка

Дать представление о ритмической
организации речи. Учить чувствовать ритм

3 неделя
4 неделя
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя

Пословицы, скороговорки, тексты

26

2 неделя
3 неделя

Звучность и темп речи

Февраль
1 неделя

Части текста

2 неделя
3 неделя
4 неделя
Мартапрель

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в
кувшине вода была только на дне. Галка не могла достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала,
что вода стала выше, и можно было пить.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда
Нет друга – ищи, а нашёл - береги
Мой котёнок
Когда дома темно, у Тимки горят глаза зелёным огнем. А
когти у него острее иглы. Сам он толстый и мягкий. Тимка
залез на стол и ест молоко из миски. Тут он заметил на
столе тесто и сунул нос. Кое-как оттёр тесто с носа.
Замяукал.

стихотворения и передавать его при
чтении

Кувшин
Саша, Маша и Наташа гуляли у старого дома. В доме было
темно и сыро. Ребята побежали. Вдруг Саша споткнулся и
упал. Дети увидели старый кувшин. Он оказался тяжелым.
Ребята подумали, что нашли клад. Маша решила, что она
купит много шоколадных конфет. Саша – велосипед. А
Наташа хотела много кукол. Ребята пришли домой и
открыли кувшин. Но он оказался пуст.

Дать представление о частях текста. Учить
выделять части текста на слух

Дать представление о звучности и темпе
речи. Учить управлять звучностью голоса
и темпом речи

Составление
Учить составлять небольшие рассказы по
рассказов.
заданным сюжетам
Фантазирование
На каждом занятии дети пишут и иллюстрируют книгу. Изготавливают дети книгу сами. Темы страниц: «Моя семья», «Мои
друзья», «Мои домашние животные», «Мои увлечения» и др. Все тексты сопровождаются цветными картинками. Название книги
дети придумают сами.

Всего занятий: 21 занятие

27

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв). Наборы
сюжетных (предметных) картинок.
Словари по русскому языку: толковый словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в
цифровой форме).
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и
картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).Компьютер (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды,
соответствующие тематике программы (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма,
транспорт, магазин и др).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. Оборудование кабинета
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.Стол учительский с тумбою.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
3.5. Методические материалы
Для реализации данной Программы необходимы дидактические пособия по всем
направлениям для каждой возрастной группы. Эти пособия предназначены для использования
каждым ребенком и педагогом.
Комплекты тетрадей и дидактических пособий, доска, дидактические пособия.
Основная проблема современной педагогики – формирование неповторимости и
уникальности личности – должна рассматриваться, прежде всего, применительно к
личности самого воспитателя. Развить творческий потенциал своих воспитанников может
только педагог, являющийся творческой личностью. Программа будет реализовываться
объединением высококлассных специалистов разных профилей и направлений, решающих
важную проблему: всестороннее развитие детей дошкольного возраста через
эвристический подход.
Комплекс методических мероприятий:
1. Изучение педагогами программно-методических рекомендаций и моделей
образовательного процесса.
2. Проведение круглых столов с воспитателями.
3. Совместное проектирование образовательного процесса.
4. Семинары-практикумы (обсуждение видеозаписей занятий).
5. Открытые занятия.
28

Список литературы
1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 2012 г. - 243с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских
задач. - Новосибирск: Наука, 2014 год. - 223 с.
3. Ардашева Н.И., Гуткович И.Я, Костракова И.М., Сидорчук Т.А. Истории про...
-Ульяновск, 2013г. - 46с.
4. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на
начальном этапе становления личности. Автореф. на соиск. ученой степени канд. пед. наук.
-М. 2016 г.

5. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению
развивающих занятий с дошкольниками. \сборник конспектов занятий воспитателей
Центра. -Ульяновск,2016г. -100 с.
6.
Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
7.
Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 2013г. - 32 с.
8.
Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного
возраста. - М, 2011 г.
9. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них
диалектического способа мышления. \сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук,
О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 2015г. -67с.
10. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.:
Просвещение, 2010 г.
11.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 2016.
12. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в
работе с дошкольниками. \пособие для воспитателей и методистов дошкольных
учреждений. -Ульяновск, 2017г. -39с.
13. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми
дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 2011г.- 52с.
14. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного
мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе
детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 2014г. - стр.75-77.
15. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей
дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО
"Росток", 2015. -64 с.
16. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие
задачи. -Ульяновск, 2015г. -152с.
17. Страунинг А.М. "Росток". Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного
возраста. (2-х томник). - Обнинск, 2016
18. И.Н. Агофонова. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 2013
19. Л. Чилигрирова, Б. Спиридонова. Играя, учимся математике М., 2013
20. Т.Г. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. М., 2014
21. Е.В. Сербина. Математика для малышей. М., 2012
22. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 2000
23. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей.
Ярославль «Академия развития», 2016
24.
А.М. Захарова. Развивающее обучение математике в начальной школе.
Томск, 2014 г.
25. А.Г. Зак. Различия в мышлении детей. М., 2012

29

26. Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей
школьника. Ярославль. «Академия развития»,2016
27.
Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 2011
28. Программа «Одарённый ребёнок». М., «Новая школа», 2015
29. «Одарённые дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого.,
М., 2011
30. Г.Ю. Айзенк. Проверьте свои способности./ ТЕСТ
31.
Е.П. Бенсон. Знакомьтесь. Геометрия. 2019 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».