Оглавление
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
4.
5.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...........................................................................................3
Актуальность программы ..................................................................................................3
Формы организации обучения дошкольников конструированию .................................4
Организация, содержание и методы обучения конструированию ....................................6
Первый год обучения (4-5 лет) ..........................................................................................6
Второй год обучения (5-6 лет)...........................................................................................9
Третий год обучения (6-7 лет) .........................................................................................12
Учебный план Программы, первый год обучения (4-5 лет) .........................................16
Учебный план Программы, второй год обучения (5-6 лет) ..........................................16
Учебный план программы, третий год обучения (6-7 лет)...........................................17
Планируемые результаты реализации Программы. ..........................................................18
Учебно - методическое обеспечение ..................................................................................19
Список использованной литературы ..................................................................................19
2
1.
Пояснительная записка
«LEGO» (лат. lego — собирать, конструировать) — игровой феномен (а именно — тип
детского конструктора), выражающий переориентацию современной культуры с презумпции
конструирования как воспроизведения канона на презумпцию конструирования как свободного
варьирования предметности. Конструктор LEGO появился в 50-х годах прошлого века, он
произвел революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от
предыдущих строительных наборов, LEGO предложил детали, которые скреплялись между
собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что
по достоинству оценили дети всего мира. Конструкторы LEGO сегодня активно применяются в
большинстве детских образовательных учреждений.
1.1.
Актуальность программы
Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование
гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из-за его
созидательной природы полностью отвечает интересам детей, их способностям и
возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью, ребёнок особенно
быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.
Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит у продвинутого в
конструировании ребёнка, быстрее развивается речь. Ловкие и точные движения рук дают ему
возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные
природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании.
Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления и
комбинирования. При этом он творит, фантазирует и воображает, активно проявляя стремление
изобретать и экспериментировать.
У детей, которые занимаются конструированием, развито пространственное, логическое,
математическое мышление, память, что является основой интеллектуального развития и
показателем готовности к школе.
ЛЕГО - конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек,
направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме,
способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. Конструкторы ЛЕГО –
это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение,
формирующий моторные навыки.
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование
его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические
аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные
проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в
ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих
с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО - конструирования в
детском саду.
Мною был предпринят шаг к исправлению этой ситуации: проведено исследование, цель
которого заключалась в изучении эффективного процесса обучения детей, включая моего
собственного ребёнка. Исследование показало, что эффективность обучения наилучшим
образом обеспечивается в процессе коллективного решения задач в игровой форме,
предусматривающих необходимость высказывать свои идеи и обосновывать их. Далее мною
была изучена научно-методическая литература, обобщён опыт педагогического сообщества.
В Программе предложена методика организации обучения конструированию на основе
конструкторов ЛЕГО с комплексно-тематическим планом работы.
Основные принципы программы:
-доступность и наглядность;
-последовательность и систематичность обучения и воспитания;
3
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель программы: создание условий для формирования творческо-конструктивных
способностей и познавательной активности детей 3-7 лет посредством образовательных
конструкторов.
Задачи программы:
Воспитательные:
1.Сформировать умение договариваться, учитывать интересы и чувства других;
2. Формировать позитивные установки к труду и творчеству;
3. Развивать воображение и творческую активность.
Развивающие:
1. Обеспечить овладение основными культурными способами деятельности;
2. Развивать инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
3. Обеспечить развитие мелкой моторики.
Обучающие:
1. Ознакомить обучающихся с базовыми терминами и понятиями конструктора LEGO.
2. Научить обучающихся основным видам способов соединения деталей конструктора
LEGO.
3. Ознакомить обучающихся основными принципами моделирования из LEGO.
Обучаясь по Программе, дети проходят путь от простого к сложному.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Работа с образовательными конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей
жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей
знания. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности
детей в конструктивной деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области) такие как: ОО «Физическое развитие», ОО «Познавательное
развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО
«Художественно – эстетическое развитие».
1.2.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
Для эффективной организации занятий по ЛЕГО - конструированию создана ЛЕГО комната, где будут проводиться занятия с детьми. Основной идеей создания ЛЕГО - комнаты,
послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам,
но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только
самим детям, но и окружающим.
Первая часть ЛЕГО – комнаты для педагога организатора, где он хранит методическую
литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий. Вторая часть комнаты,
где стоят стеллажи для контейнеров с конструктором ЛЕГО. Третья часть предназначена для
проведения занятий с детьми.
Дети начинают заниматься ЛЕГО - конструированием, как правило, со средней группы.
Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно
считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства
предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для
конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных
технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа
крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют
удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические
4
модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается
гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета,
оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее
нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию
конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают
элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы,
проверки выбранного ими способа решения творческой задачи.
Применение ЛЕГО - конструктора способствует:
1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной
формы, окрашенные в основные цвета;
2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез,
классификация, обобщение);
3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в
дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4.Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к.
дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с
ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество,
размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат
работы.)
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой
развивается ребёнок, исследователи (З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова,
Н.Н.Поддьяков, Ф.Фребель и др.) предложили различные формы организации обучения.
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы
построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения.
Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность, - важный
обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной
поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляют модель,
скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны
воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают
определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели –
эффективное средство активации мышления дошкольников.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и
способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать
и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого
конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма
организации обучения способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер самой
деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные
функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм
наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные
способности.
Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
5
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они
сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.
Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений.
2.
Организация, содержание и методы обучения конструированию
Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно
свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг
свободно действовали дети. Как показывает опыт, дети вначале не склонны: рассматривать
детали: они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать.
Большое значение имеет приобщение детей к складыванию деталей конструктора ЛЕГО
в коробки. При этом детям можно предложить разные виды игры. Например, собери по цвету,
кто быстрее соберет в коробочку.
Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие
воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и
попросить детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными.
Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для фермера и т.д.
Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия:
выбрать вместе с детьми место (ковер, стол).
2.1. Первый год обучения (4-5 лет)
Задачи на первое полугодие:
расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и
схем;
учить определять предмет, изображённый на схеме;
формировать умение строить по образцу, по условиям, по замыслу;
учить сооружать постройки, делать постройку прочной, точно соединять детали
между собой;
развивать творческую инициативу и самостоятельность;
знакомить с Лего-конструктором «Дупло».
Задачи на второе полугодие:
закреплять умение анализировать конструкцию;
учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек;
правильно называть детали лего-конструктора;
развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу - 26 занятий.
Конструирование по условиям - 4 занятия.
Конструирование по замыслу - 8 занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут по подгруппам (8-10 детей) во второй
половине дня. В средней группе используются большой конструктор «Дупло».
ИГРЫ
Методика. Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому игры, немного усложняются.
Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное. Целью игр научится пользоваться
карточками, запомнить названия некоторых деталей конструктора «Дупло». Развиваем
внимание, быстроту, координацию движений, мышление.
«Найди постройку»
Материал: карточки, постройки, коробочка
6
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на
карточке с постройками.
Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно
смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую
карточку.
«Кто быстрее»
Материал: 4 коробочки, детали конструктора ЛЕГО 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.
Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.
Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков ЛЕГО
и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят
кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.
«ЛЕГО на голове»
Материал: кирпичик ЛЕГО.
Цель: развитие ловкости, координации движения.
Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик ЛЕГО. Остальные дети дают ему задания.
Например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится.
Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и
получает приз.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Перспективное планирование в средней группе
Тема занятия
Цели занятия
Познакомить детей с ЛЕГО – комнатой, с
Знакомство с ЛЕГО –
лего-конструктором «Дупло». Закреплять
комнатой.
знания цвета и формы.
Инструктаж по ТБ.
Учить выполнять простую конструкцию (из
Ворота
мягкого лего) – устанавливать опоры и
класть на них перекладину.
Учить строить мостик, точно соединять
Мостик
строительные детали, накладывать их друг
на друга.
Учить строить простые постройки. Учить
Башня
приёму построек снизу-вверх.
Учить строить разные пирамидки. Развивать
Большие и маленькие
внимание, мелкую моторику рук.
пирамидки
Развивать творческое воображение. Учить
Мы построим ЛЕГО-дом!
строить дом из лего-конструктора.
Познакомить детей с русской печкой. Учить
Печка
строить печку из конструктора.
Развивать способность выделять в
Мебель для комнаты
предметах их функциональные части. Учить
детей анализировать образец.
Учить детей строить мельницу. Развивать
Мельница
воображение и фантазию.
Учить строить загоны по условиям.
Загон для коров и
Развивать глазомер, навыки
лошадей
конструирования.
Учить строить гараж для машины. Развивать
Гараж
глазомер, навыки конструирования.
Учить строить машину-грузовик, используя
Грузовик
детали конструктора.
7
Декабрь
Грузовая машина с
прицепом
Пожарная машина
Светофор
Конструирование по
замыслу
Январь
Мы едем в зоопарк.
Бегемот
Обезьяна
Вольер для хищников.
Лев
Февраль
Водный транспорт.
Корабль
Наземный транспорт.
Поезд
Воздушный транспорт.
Самолёт
Конструирование по
замыслу
Март
Разные профессии
Все работы хороши
Робот
Конструирование по
замыслу
Учить сооружать знакомую конструкцию по
графической модели, соотносить элементы с
частями предмета.
Учить строить из конструктора пожарную
машину. Развивать творчество. Учить
понимать нужность и важность профессии.
Знакомить детей со светофором. Учить
правила дорожного движения. Закреплять
навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Развивать творческое
воображение и самостоятельность.
Учить отличать хищников от травоядных
животных. Учить строить бегемота.
Продолжать знакомство с зоопарком, его
обитателями. Учить строить обезьяну.
Продолжать знакомство с зоопарком, его
обитателями. Учить строить льва.
Продолжать знакомство с водным
транспортом.
Дать обобщённое представление о кораблях.
Учить строить корабль. Закреплять
имеющиеся навыки конструирования.
Продолжать знакомство с наземным
транспортом.
Дать обобщённое представление о поездах.
Учить строить поезд. Познакомить с
приёмами сцепления кирпичиков с
колёсами, основными частями поезда.
Рассказать о профессии лётчика. Учить
строить самолёт, выделяя функциональные
части. Развивать интерес и творчество.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Развивать творческое
воображение и самостоятельность.
Рассказать детям о некоторых профессиях
(фермер, повар, водитель и т.д.) Учить
отличать их по внешнему виду. Воспитывать
уважение к труду взрослых.
Рассказать детям о некоторых профессиях
(врач, полицейский, дворник и т.д.) Учить
отличать их по внешнему виду. Воспитывать
уважение к труду взрослых.
Познакомить с игрушкой робот. Учить
строить из конструктора робота.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Развивать творческое
воображение и самостоятельность.
8
Апрель
Полёт в космос. Ракета
Луноход
Космонавты
Конструирование по
замыслу
Май
Детская площадка
Качели
Горка
Июнь
Конструирование по
замыслу
Рассказать о космосе, о космических
ракетах, о космонавтах. Учить строить
ракету.
Рассказать о луноходе. Учить строить
луноход.
Продолжать знакомство с космосом. Учить
строить космонавтов из мелких деталей.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Развивать творческое
воображение и самостоятельность.
Показать детскую площадку. Построить
песочницу, лесенки. Развивать
наблюдательность.
Продолжать знакомство с детской
площадкой. Учить строить разные
конструкции качель.
Продолжать знакомство с детской
площадкой. Учить строить горку.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Развивать творческое
воображение и самостоятельность.
2.2. Второй год обучения (5-6 лет)
Задачи на первое полугодие:
развивать наблюдательность, уточнять представление о форме, о
пространственном расположении, относительной величине;
учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
чертежей;
развивать воображение, самостоятельность, умение работать сосредоточенно;
продолжать знакомить с новыми деталями;
добиваться рассуждений вслух при решении конструктивных задач;
знакомить с Лего-конструктором «Дакта».
Задачи на второе полугодие:
учить работать с мелкими деталями;
учить создавать более сложные постройки;
работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
формировать умение преобразовывать конструкцию;
направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям - 26 занятий.
Конструирование по условиям - 4 занятия.
Конструирование по замыслу - 8 занятий.
Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (8-10 детей) во второй
половине дня. В старшей группе используются Лего-конструкторы «Дупло» и «Дакта»
ИГРЫ
Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя дети. В
играх развиваем коллективизм, память, мышления, учимся заниматься по карточкам. В старшей
группе занимаемся с конструктором «Дупло» и «Дакта».
9
«Чья команда быстрее построит»
Материал: набор конструктора, образец постройки.
Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес, внимание,
быстроту, мелкую моторику рук.
Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки.
Например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может
прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и
прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.
«Найди деталь такую же, как на карточке»
Материал: карточки, детали конструктора «Дакта», плата.
Цель: закрепить названия деталей конструктора «Дакта»
Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора и находят
такую же деталь, прикрепляют её на плату. В конце игры дети придумывают, что получилось.
«Таинственный мешочек»
Материал: конструктивный набор ЛЕГО, мешочек.
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора ЛЕГО. Дети по очереди
берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.
«Разложи детали по местам»
Материал: коробочки, детали конструктора ЛЕГО 2х2,2х4,2х6, клювик, лапка, овал,
полукруг.
Цель: закрепить названия конструктора ЛЕГО.
Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого
ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор, кто все соберет без
ошибок тот и выиграл.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Перспективное планирование
Тема занятия
Цели занятия
Познакомить детей с ЛЕГО – комнатой, с
Знакомство с ЛЕГО –
лего-конструктором «Дакта». Закреплять
комнатой.
знания цвета и формы.
Инструктаж по ТБ.
Учить строить мостик. Развивать мелкую
Мостик через речку
моторику рук и навыки конструирования.
Учить доводить дело до конца. Развивать
терпение.
Учить коллективно, строить простейшую
Колодец
конструкцию из большого конструктора
«Дакта».
Учить строить большой дом для лесника.
Дом лесника
Учить строить домики разной величины и
Разные домики
длины. Развивать внимание, мелкую
моторику рук.
Развивать
способность выделять в
Мебель для комнаты
предметах их функциональные части. Учить
детей анализировать образец.
Развивать способность выделять в
Мебель для кухни
предметах их функциональные части. Учить
детей анализировать образец.
Учить работать в коллективе дружно,
Избушка на курьих
помогая друг другу.
ножках (коллективная
работа)
10
Ноябрь
Домашние животные.
Собака.
Дикие животные.
Медведь.
Декабрь
Мы едем в зоопарк.
Верблюд.
Вольер для хищников.
Крокодил.
Дети
Светофор
Регулировщик
Конструирование по
замыслу
Январь
Водный транспорт.
Корабль.
Водный транспорт.
Катер.
Пароход
Февраль
Грузовой автомобиль
Поезд
Самолёт
Конструирование по
замыслу
Март
Аквариум
Учить детей строить собаку. Развивать
воображение и фантазию, конструктивные
навыки.
Учить детей строить медведя. Развивать
воображение и фантазию, конструктивные
навыки.
Учить отличать хищников от травоядных
животных. Учить строить верблюда.
Продолжать знакомство с зоопарком, его
обитателями. Учить строить крокодила.
Учить строить девочку и мальчика из
большого конструктора «Дупло». Учить
рассказывать о постройке.
Знакомить детей со светофором. Учить
правила дорожного движения. Закреплять
навыки конструирования.
Закреплять знания о светофоре.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте. Учить
строить корабли. Развивать творчество,
фантазию, мелкую моторику рук.
Продолжать знакомство с водным
транспортом. Учить выделять в постройке её
функциональные части (борт, корму, нос,
капитанский мостик, трубы). Развивать
творчество, фантазию, мелкую моторику
рук.
Закреплять знания о водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Учить создавать сложную постройку
грузовой машины. Учить правильно
соединять мелкие детали конструктора.
Продолжать знакомство с наземным
транспортом.
Дать обобщённое представление о поездах.
Учить строить поезд. Учить строить шпалы
разными способами по схемам.
Рассказать о профессии лётчика. Учить
строить самолёт по схеме. Развивать интерес
и творчество.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Познакомить детей с обитателями
аквариума. Учить строить аквариум.
11
Речные рыбки
Улитка
Конструирование по
замыслу
Апрель
Ракета. Космонавты
Робот
Лабиринт
Конструирование по
замыслу
Май
Беседка
Карусель
Попугай
Июнь
Конструирование по
замыслу
Учить строить рыб из конструктора «Дакта».
Развивать навыки конструирования.
Учить строить улитку. Развивать
конструктивные навыки.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте. Учить
строить ракету по карточке.
Показать игрушку робот. Учить строить
робота.
Познакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
наблюдательность, мышление, мелкую
моторику рук.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Закреплять представления о назначении и
строении беседок, об их частях (крыша,
колонны). Учить строить беседку.
Продолжать знакомство с детской
площадкой. Учить строить разные
конструкции карусели.
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
мелкую моторику рук.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
2.3. Третий год обучения (6-7 лет)
Задачи на первое-второе полугодие:
обучать конструированию по графической модели;
развивать наблюдательность, уточнять представление о форме, о
пространственном расположении, относительной величине;
учить строить по замыслу;
развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание,
назначение и строение будущей постройки;
учить работать в группе, договариваться о совместной работе, распределять
обязанности, планировать общую работу, действовать согласно плану.
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям - 26 занятий.
Конструирование по условиям - 4 занятия.
Конструирование по замыслу - 8 занятий.
12
Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (8-10 детей) во второй
половине дня. В подготовительной группе используются Лего-конструкторы «Дупло» и
«Дакта»
ИГРЫ
Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам,
строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе,
помочь товарищу, развивать мышления, память.
«Назови и построй»
Материал: набор конструктора ЛЕГО
Цель: Закрепить названия конструктора ЛЕГО, учится работать в коллективе.
Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора. Ребенок
называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий даёт задание
построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один
ребенок рассказывает, что построили.
«ЛЕГО подарки»
Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, ЛЕГО подарки.
Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.
Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле.
Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет
весь круг, то он выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все
подарки не разберут. Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой
три, четвертая крестик пропускаем ход.
«Запомни расположение»
Материал: набор конструктора ЛЕГО, платы у всех игроков.
Цель: развитие внимание, памяти.
Правила: ведущий строит, любую постройку не более восьми деталей. В течение
небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети
пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и
становится ведущим.
«Построй, не открывая глаз»
Материал: плата, конструктивный набор.
Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.
Правило: перед детьми плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются чтонибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Перспективное планирование
Тема занятия
Цели занятия
Познакомить детей с ЛЕГО – комнатой, с
Знакомство с ЛЕГО –
лего-конструктором «Дакта». Закреплять
комнатой.
знания цвета и формы.
Инструктаж по ТБ.
Закреплять навыки, полученные в старшей
Красивый мост
группе. Учить строить мост по карточке.
Развивать творческое воображение. Учить
Теремок
коллективно, строить конструкцию из
большого конструктора «Дакта».
Закреплять навыки строить по схемам.
Дом фермера
Учить строить двухэтажный дом фермера из
конструктора «Дакта»
Развивать
способность выделять в
Магазин
предметах их функциональные части. Учить
13
Детский сад
Многоэтажный дом
Аэропорт
Ноябрь
Зоопарк
Слон
Тигр
Жираф
Декабрь
Животные на ферме
Лошадь
Кошка
Конструирование по
замыслу
Январь
Общественный
транспорт.
Автобус.
Муниципальный
транспорт.
Машина коммунальной
службы.
Муниципальный
транспорт.
Снегоуборочная машина.
Февраль
Службы спасения.
Скорая помощь.
детей анализировать образец. Закреплять
названия магазинов, их виды.
Учить строить детский сад.
Развивать внимание и память.
Учить строить большой дом. Формировать
обобщённые представления о домах.
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки. Развивать глазомер,
навыки конструирования.
Закреплять знания о работниках зоопарка,
его обитателях.
Учить детей строить слона с большим
хоботом из конструктора «Дакта». Развивать
воображение и фантазию, конструктивные
навыки.
Продолжать знакомство с зоопарком, его
обитателями. Учить строить тигра.
Учить отличать хищников от травоядных
животных. Учить строить жирафа.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, об их назначении и пользе.
Воспитывать любознательность и навыки
конструирования.
Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить лошадь.
Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить кошку.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Рассказать об общественном транспорте.
Познакомить с различными видами
перевозок.
Учить строить автобус. Развивать
творчество, фантазию, мелкую моторику
рук.
Рассказать о муниципальном транспорте.
Учить строить машину по перевозке
твёрдых бытовых отходов. Развивать
творчество, фантазию, мелкую моторику
рук.
Рассказать о муниципальном транспорте.
Учить строить машину для уборки снега.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Рассказать о транспорте различных служб
спасения.
Учить строить скорую помощь.
14
Службы спасения.
Пожарная машина.
Службы спасения.
Вертолёт.
Конструирование по
замыслу
Март
Станция
Паровоз
Вокзал
Конструирование по
замыслу
Апрель
Космический корабль
Спутник
Луноход
Конструирование по
замыслу
Май
Качели
Карусели
Беседка для ребят
Июнь
Конструирование по
замыслу
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Рассказать о транспорте различных служб
спасения.
Учить строить пожарную машину.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Рассказать о транспорте различных служб
спасения.
Учить строить вертолёт.
Развивать творчество, фантазию, мелкую
моторику рук.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Познакомить детей с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозов.
Познакомить с приёмами сцепления
кирпичиков с колёсами, друг с другом,
основными составными частями поезда.
Развивать воображение.
Закреплять умение строить постройки.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Закреплять знания о первом космонавте
Ю.Гагарине.
Рассказать о космическом корабле. Учить
строить космический корабль.
Рассказать о спутнике. Учить строить
космический спутник.
Рассказать о луноходе. Учить строить
луноход.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Учить строить сложную постройку из легоконструктора.
Продолжать учить строить сложную
постройку из лего-конструктора.
Учить строить беседку, которая находится
на участке детского сада по памяти.
Развивать память, навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки. Учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
15
описание. Развивать творческую инициативу
и самостоятельность.
Учебный план Программы, первый год обучения (4-5 лет)
Количество часов
Тема
Теория
Практика
Всего
1
0
0
Знакомство с ЛЕГО – комнатой.
Инструктаж по ТБ.
0
1
1
Ворота
0
1
1
Мостик
0
1
1
Башня
0
1
1
Большие и маленькие пирамидки
0
1
1
Мы построим ЛЕГО-дом!
0
1
1
Печка
0
1
1
Мебель для комнаты
0
1
1
Мельница
0
1
1
Загон для коров и лошадей
0
1
1
Гараж
0
1
1
Грузовик
0
1
1
Грузовая машина с прицепом
0
1
1
Пожарная машина
0
1
1
Светофор
0
1
1
Конструирование по замыслу
0
1
1
Мы едем в зоопарк. Бегемот
0
1
1
Обезьяна
0
1
1
Вольер для хищников. Лев
0
1
1
Водный транспорт. Корабль
0
1
1
Наземный транспорт. Поезд
0
1
1
Воздушный транспорт. Самолёт
0
1
1
Конструирование по замыслу
0
1
1
Разные профессии
0
1
1
Все работы хороши
0
1
1
Робот
0
1
1
Конструирование по замыслу
0
1
1
Полёт в космос. Ракета
0
1
1
Луноход
0
1
1
Космонавты
0
1
1
Конструирование по замыслу
0
1
1
Детская площадка
0
1
1
Качели
0
1
1
Горка
0
4
4
Конструирование по замыслу
1
37
38
Всего занятий
2.4.
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Учебный план Программы, второй год обучения (5-6 лет)
Количество часов
Тема
Теория
Практика
Всего
1
0
0
Знакомство с ЛЕГО – комнатой.
Инструктаж по ТБ.
2.5.
п/п
1.
16
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Мостик через речку
Колодец
Дом лесника
Разные домики
Мебель для комнаты
Мебель для кухни
Избушка
на
курьих
ножках
(коллективная работа)
Домашние животные. Собака.
Дикие животные. Медведь.
Мы едем в зоопарк. Верблюд.
Вольер для хищников. Крокодил.
Дети
Светофор
Регулировщик
Конструирование по замыслу
Водный транспорт. Корабль.
Водный транспорт. Катер.
Пароход
Грузовой автомобиль
Поезд
Самолёт
Конструирование по замыслу
Аквариум
Речные рыбки
Улитка
Конструирование по замыслу
Ракета. Космонавты
Робот
Лабиринт
Конструирование по замыслу
Беседка
Карусель
Попугай
Конструирование по замыслу
Всего занятий
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
37
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
38
Учебный план программы, третий год обучения (6-7 лет)
Количество часов
Тема
Теория
Практика
Всего
1
0
0
Знакомство с ЛЕГО – комнатой.
Инструктаж по ТБ.
0
1
1
Красивый мост
0
1
1
Теремок
0
1
1
Дом фермера
0
1
1
Магазин
0
1
1
Детский сад
0
1
1
Многоэтажный дом
0
1
1
Аэропорт
0
1
1
Зоопарк
2.6.
п/п
1.
0
0
0
0
0
0
0
17
Слон
Тигр
Жираф
Животные на ферме
Лошадь
Кошка
Конструирование по замыслу
Общественный транспорт.
Автобус.
Муниципальный транспорт.
Машина коммунальной службы.
Муниципальный транспорт.
Снегоуборочная машина.
Службы спасения.
Скорая помощь.
Службы спасения.
Пожарная машина.
Службы спасения.
Вертолёт.
Конструирование по замыслу
Станция
Паровоз
Вокзал
Конструирование по замыслу
Космический корабль
Спутник
Луноход
Конструирование по замыслу
Качели
Карусели
Беседка для ребят
Конструирование по замыслу
Всего занятий
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
3.
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
37
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
38
Планируемые результаты реализации Программы.
Целевые ориентиры Программы, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий детей.
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребёнка дошкольного
возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила,
распределяет роли, задает вопросы).
Охотно вступает в речевое общение с взрослыми (рассказывает о произошедших
событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости
от ситуации.
В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов,
выборе карт, схем.
18
Надолго удерживает в памяти несложное условие при выполнении каких-либо
действий.
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной
цели.
Может рассказать подробно о работе своих родителей.
Любит экспериментировать, активно пытается выяснить самостоятельно свойства
объектов и веществ.
Всегда охотно принимает участие, сам проявляет инициативу в различных
проектах, предлагает сюжеты игр со сверстниками, темы, для обсуждений, идеи для совместных
проектов.
Всегда принимает живое, заинтересованное участие в образовательных
ситуациях, предлагаемых взрослым (рисование, конструирование и др.).
Устанавливает самостоятельно причинно-следственные связи и зависимости в
живой и неживой природе, в области логических и математических отношений.
В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач
(проблем).
Может долго сохранять внимание во время организованной образовательной
деятельности.
Ориентируется на схему при постройке различных объектов, также умеет
пользоваться схемой в реальном пространстве.
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции.
Продуктивная деятельность носит творческий характер.
Способен соотнести конструкцию предмета с его назначением.
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
Конструируя по заданному образцу, самостоятельно анализирует его, выделяет
основные части конструкции, устанавливает пространственное расположение, подбирает
необходимые детали, затем конструирует.
4.
Учебно - методическое обеспечение
1.
Конструкторы LEGO – 9 шт.
2.
Конструктор LEGO Education – 1 шт.
3.
Конструкторы LEGO DUPLO – 4 шт.
4.
конструктор «Дакта» - 1 шт.
5.
Список использованной литературы
1.
В.И.Романина «Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет. Методическое
пособие. - М.: Классикс Стиль, 2003. -40 с.
2.
Г.А. Селезнёва Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров
развивающих игр (Леготека) – М., 2007. -44с.
3.
Г.А. Селезнёва Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ
центр образования № 1317– М., 2007г.-58с.
4.
Г.А. Селезнёва Сборник материалов «Ведение документации» для руководителей
центров развивающих игр – М., 2006г.-104 с.
5.
Г.А. Селезнёва Сборник статей (из опыта работы) специальных
образовательных учреждений по вопросу «Развивающая среда в образовательных учреждениях
округа». – М., 2006, 174с.
6.
Конструируем: играем, учимся: Учебное пособие. - М.: ИНТ, 1996. -14 с.
19
7.
Л.Г.Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). –М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001г.88 с.
8.
Т.С.Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей
с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. -104 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
9.
Е.В. Фешина «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2012
20