ДОП Ментальная арифметика

Содержание
1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цель и задачи обучения

5

1.3.Планируемые результаты

6

1.4. Учебно-тематический план

8

1.5 Календарно – тематическое планирование

10

Список литературы

12

2

1.1.

Пояснительная записка

Ментальная арифметика - это программа развития умственных
способностей и творческого потенциала с помощью арифметических
вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера,
калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки
счетов в умe, позволяющая развить максимальную скорость восприятия и
обработки информации. С помощью программы ментальной арифметики дети
могут выполнять в уме математические операции любой сложности - от
сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения
квадратных корней - без использования калькулятора, компьютера, карандаша
и бумаги. На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются
оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует
правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая
левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому
стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет
задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к
генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных
ситуаций.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников
навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения
скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Данная программа является адаптированной для детей пятилетнего возраста.
Задания построены «от простого к сложному» в программе предусмотрено
увеличение объема заданий в соответствии с количеством уроков. Каждое
занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера,
играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов
мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия,
обобщение, сравнение. Главное преимущество ментальной арифметики в том,
что дети не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают
цифры в виде картинок. Это не только помогает ребенку считать как
гениальный математик, но и развивает его память и образное мышление.
Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и
гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему
улучшается:
- Концентрация внимания;
3

- Фотографическая память;
- Точность и быстрота реакции;
- Творческое мышление;
- Слух и наблюдательность;
-Воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребёнка,
появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к
обучению.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к
обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа,
позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое
начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение по
данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области
математики. Детки, прошедшие наш курс, с легкостью смогут складывать и
вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит
сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет
представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются
умственные способности человека.
Программа дополнительного образования детей дошкольного
возраста предполагает:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в проведении занятий;
-нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации
программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
ее основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент
программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На
занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат
общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на
основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга.
Счет происходит с помощью абакуса демонстрационного (большого) и
ученического (маленького), на них имеются косточки, при работе с которыми
развивается мелкая моторика рук, способствующая интеллектуальному
развитию ребенка. Предлагаемая система практических заданий и
занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать,

4

развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям
легко и радостно включиться в процесс обучения.

1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы: развить в детях интеллектуальные и познавательные
способности вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки
информации посредством обучения счета на абакусе. Развить внимание,
память, логическое мышление.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствование вычислительных навыков с помощью
арифметических счет Абакус;
-обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и
оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности,
способности к визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего
интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности;
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на
каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус.
Счет производится пальцами обеих рук. После закрепления умений считать при
помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры
мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет
решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в
уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом
производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает
косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает
ответ. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе,
5

о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно
включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия. Абакус
отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем
горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим,
пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При
работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению
вычислительных навыков обучающихся. В отличие от калькулятора и других
вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут
тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает
умственное развитие комплексом манипуляций.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой по
ментальной арифметике и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Для
обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей
программе принимаются все желающие, без предварительного отбора. форма
обучения – групповая режим занятий – 2 раза в неделю (по 30 мин – 1 ак.час).
На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного
взаимодействия, мелкой моторики, игра.
1.3.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:
Дошкольники получат возможность знать:
- Правила работы на инструменте абакус;
- Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
- Правила техники безопасности при работе в группе.
Овладение:
- Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками
одновременно.
- Освоил прием ментального счета.
- Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с
ними по очереди.
- Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
- Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
-Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
6

-Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
Развитие:
- Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и
отдыхать, переключаясь на другое задание.
- Развитие скорости мышления и скорость обработки информации;
- Развитие концентрации зрительного и слухового внимания;
-Развитие
наблюдательности,
самостоятельности,
находчивости,
сообразительности.
В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется
уверенность в себе.
Формы контроля (аттестации):
-Беседа
-Наблюдение
-Устный опрос,
-Письменная работа,
- Тестовые задания,
-Открытое занятие.

1.4.

Учебно – тематический план

7

№

1

2

3

4

5

6

7

Название разделов, тем
Модуль №1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся с
педагогом. Знакомство с ментальной
арифметикой.
Выявление уровня первичной
подготовки детей. Инструктаж потехнике
безопасности.
Модуль №2.Знакомство с ментальной
арифметикой (сет в
воображении)
Знакомство с абакусом. Набор чисел
на абакусе
Набор чисел первого разряда на
абакусе.

Количество часов Формы контроля
Всего Теори Практ (аттестации)
я
ика
Беседа,
наблюдение,
входная
2
2
- диагностика

2

0,5

2

0,5

2

0,5

4

1

4

1

Учимся считать на абакусе. Наборчисел,
использование пальцев, пятерка

Набор чисел, использование
пальцев, пятерка

Повторение отображения чисел
1

8

9

Знакомство с флеш-картами. Знакомство
с ментальной картой
Модуль №3. Простое сложение и
вычитание. Помощь брата.
Простое сложение. Простое
вычитание

8

2

1

4

2

Выполнение
1,5 задания в рабочей
тетради.
Беседа,
1,5 наблюдение.
Выполнение
задания на счётах
Беседа,
1,5 наблюдение.
Выполнение
задания на счётах
Выполнение
задания в
рабочей тетради.
3
Текущий
контроль в конце
пройденной
темы
Выполнение
задания на счётах
Выполнение
3
задания в
рабочей тетради
Выполнение
1
задания в
рабочей тетради
Наблюдение
1
решение
примеров на
время
Наблюдение,
решение
2
примеров на
время. Текущий
контроль в конце
Пройденной темы

10

11

Модуль №4.Сложение с 5 методом
«Помощь брата». Формулы
добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение
примеров на сложениеметодом
«Помощь брата»
Итоговое занятие

3

1

1
12

13

14

Модуль №5Вычитание с 5 методом
«Помощь брата». Формулы вычитания
чисел 1-4. Базовые упражнения на
вычитаниес 5. Выполнение примеров
методом «Помощь брата». Сложение и
вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Решение примеров на сложение и
вычитание с 5 методом «Помощь брата»
Модуль №6Сложение и вычитаниес 5
методом «Помощь брата».
Решение примеров на сложение и
вычитание с 5 методом «Помощь
брата»
Модуль №7. Смешанные операции.
Сравнение групп предметов по
количеству

7

4

1

2

1,5

4

1

4

1

4

1

10

4

4

1,5

15 Сложение и вычитание.
Смешанные операции.

16

17

18

Решение примеров на сложение и
вычитание методом «Помощь брата»
Модуль №8. Двухзначные числа.
Знакомство с двухзначными
числами. Числа от 10 до 20.
Сложение с двухзначных чисел.
Вычитание с двухзначных чисел.
Сложение с двухзначных чисел.
Вычитание с двухзначных чисел.

9

2

Наблюдение,
выполнение
задания на счётахи
в рабочей тетради
Выполнение
контрольного
задания в тетради
Выполнение
задания на счётахи
в рабочей тетради

5

Выполнение
задания на счётахи
2,5 в рабочей тетради
Наблюдение,
письменный
3 опрос. Текущий
контроль в конце
пройденной
темы
Наблюдение.
Письменный
3 опрос. Текущий
контроль в конце
пройденной
темы
Выполнение
3 примеров в уме,
письменный
опрос
Выполнение
6 примеров в уме,
письменный
опрос. Текущий
контроль в конце
пройденной
темы
Выполнение
2,5 примеров в уме,
письменный
опрос

19

Сложение с двухзначных чисел.
Вычитание с двухзначных чисел.

4

1,5

7

3

1

-

76

26

20 Набор десятков на абакусе. Числаот 20 до
99

21

Открытое занятие

Ито
го

Выполнение
2,5 примеров в уме,
письменный
опрос
Наблюдение.
Выполнение
примеров устно,
тренировочные
4 карты,
ментальные
карты
Беседа, решение
1 примеров, игры,
пальчиковая
гимнастика
50

1.5. Календарно – тематическое планирование по ментальной арифметике

№

1

2

3
4
5
6
7

Содержание

Количест
во часов

Знакомство обучающихся с
педагогом. Выявление уровня
первичной подготовки детей.
Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие. Диагностика
Вводное занятие «Знакомство с
ментальной арифметикой (счет в
воображении)»
Знакомство с абакусом. Набор чисел на
абакусе
Набор чисел первого разряда на абакусе
Учимся считать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев, пятерка.
Набор чисел, использование пальцев,
пятерка.
Повторение отображения чисел
10

Сроки
Планируем
ые

Скорректир
ованные

2

1 неделя

1,5 октября

2

1 неделя

8, 12 октября

2

1 неделя

15,19 октября

2

1 неделя

22, 26
октября
29 октября
2,5,9 ноября
12,16,19,23,26
ноября
30 ноября

4

2 неделя

5

2,5 недели

1

1 занятие

8
9
10

Знакомство с флеш-картой
Знакомство с ментальной картой
Простое сложение

1
1
2

1 занятие
1 занятие
1 неделя

11

Простое вычетание

2

1 неделя

Сложение с 5 методом «Помощь брата».
Формулы добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение
примеров на сложение методом
«Помощь брата»
Итоговое занятие
Вычитание с 5 методом «Помощь
брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
Базовые упражнения на вычитание с 5.
Выполнение примеров методом
«Помощь брата»
Сравнение групп предметов по
количеству

2

1 занятие

1
3

1 занятие
1,5 недели

31 декабря
11,14,18
января

4

2 недели

16
17
18

Сложение и вычитание
Смешанные операции
Решение примеров на сложение и
вычитание с 5- методом «Помощь брата»

2
2
4

1 неделя
1 неделя
2 недели

19

Знакомство с двухзначными числами

4

2 недели

20

Числа от 10 до 20

6

2 неделя

21
22

Сложение с двухзначных чисел
Вычитание с двухзначных чисел

4
4

1,5 недели
1,5 недели

23

Сложение с двухзначных чисел

4

2 недели

24
25
26

Вычитание с двухзначных чисел
Набор десятков на абакусе
Набор десятков на абакусе. Числа от 20
до 99
Итоговое занятие. (Открытое)
Итого

4
4
3

2 недели
2 недели
1 неделя

21,25,28
января 1
февраля
4,8 февраля
11,15 февраля
18, 22,25
февраля 1
марта
4,11,15,18
марта
22,25,29
марта 1
апреля
5,8,12 апреля
15,19,22
апреля
26,29 апреля
3 мая
6,10,13, мая
17,20 мая
24,27 мая

1
76

1 неделя
38 недель

12

13
14

15

27

11

3 декабря
7 декабря
10, 14
декабря
17, 21
декабря
24, 28
декабря

31 мая

Список литературы
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015.
№ 5 (77). С. 53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности
дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
5.

Малушева

нетрадиционный

А.,

метод

Сырланова

С.Т.

обучения

Ментальная

устному

счёту

арифметика
дошкольников

Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»

12

как
//


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».