ДОП творческая студия Улыбка

Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Характеристика дополнительной общеразвивающей Программы
2.1 Направленность Программы
2.2 Актуальность Программы
2.3 Цель, задачи, основные принципы Программы
2.4 Возрастные особенности детей
2.5 Содержание Программы
2.6 Методы и приёмы реализации Программы
2.7 Планируемые результаты освоения Программы
3.
Организационно-педагогические условия
3.1 Учебный план
3.2 Календарный учебный график
3.3 Тематическое планирование
4.
Оценочные материалы
4.1 Формы контроля освоения Программы
4.2 Педагогическая диагностика: показатели художественнотворческого развития детей дошкольного возраста.
Модуль 1. Модуль 2.
4.3 Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве.
Методика Т.Г. Комаровой, И.А Лыковой.
Модуль 3. Модуль 4.
5.
Методические материалы
5.1 Обеспечение образовательной деятельности учебнометодическими пособиями
6.
Материально-техническое обеспечение

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п. 10,

статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том. Что оно
направлено на формирование и развитие творческих способностей детей удовлетворение
их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни и
здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование
детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а
также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Улыбка» составлена в соответствии
с нормативно-правовыми документами:
• Конвенция о правах ребёнка;
•

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

•

Федеральный закон № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (в редакции от 17.12.2009 г).

•

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•

Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);

•

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р);

•

Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении
Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской
области»

•

Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
(рассматривается только как методические рекомендации);

•

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706
«Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

•

Устав МБДОУ – детский сад № 396 «Семицветик»

2.ХАРАКТЕРИСТИКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «УЛЫБКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

2.1 Направленность Программы
Одной из важнейших задач дошкольного образования является художественноэстетическое воспитание. Занятия творчеством – одни из самых больших удовольствий
для ребенка. Они приносят детям много радости, положительных эмоций, что составляет
основу психического здоровья и благополучия детей. В процессе изобразительной
деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать
предметы, явления, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей на
современном этапе содержание дополнительных образовательных
программ

ориентировано, в том числе и на формирование и развитие творческих способностей
учащихся, выявление и поддержку талантливых детей.
2.2 Актуальность данной Программы заключается в художественно - эстетическом
воспитании детей, в духовном обогащении, формировании их культурных потребностей в
свете реалий современного мира, в развитии у детей не только художественно творческих способностей, но и коммуникативных навыков в процессе художественнопродуктивной деятельности, создание условий для ощущения чувства комфорта в
коллективе, защищенности. Знания не ограничиваются рамками программы, так как дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в продуктивной деятельности.
Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского
изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят
отражение жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения
детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу
художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность
(Е.А. Флѐрина).
Согласно данным психолого-педагогических исследований, дошкольники и школьники
открыты для восприятия и присвоения правил отношений с окружающим миром (Б.Т.
Лихачѐв), главное из которых можно определить, как «родственное внимание к миру», «не
отделение себя от внешней среды», «слитность с нею» (А.А. Мелик-Пашаев). Наиболее
характерная черта эстетического отношения ребѐнка - непосредственность
заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость
эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения;
Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую очередь
способами восприятия мира ребёнком (А.В. Бакушинский) и обусловливается
особенностями его внутреннего мира - такими, как повышенная эмоциональная
отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения (О.Л. НекрасоваКаратаева); глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и
новизной (К.Д. Ушинский); искренность, правдивость, содержательность, яркость,
красочность
воспринимаемых
и
создаваемых
образов;
стремление
к
экспериментированию при эстетическом освоении мира (Е.А. Флѐрина).
Эстетическому чувству детей присущи особая зоркость и впечатлительность,
отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить»
(наделить душой) всё. Становление художественного образа у дошкольников и
школьниковпроисходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле
необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребѐнка овладевать
системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику
восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное
влияние на развитие эстетического отношения.
Одна из первых практических задач для детей первого года обучения - координация
моторики (движения руки) с ощущениями, чувствами, мыслями, развитие пластических
навыков. Усложняют эту задачу требования собственно эстетические, основывающиеся на
законах гармонии формы и содержания. Отсюда - помощь в поиске, становлении и

развитии индивидуального стиля выражения в работе ребенка. Именно по пластическим
способностям выделяет общепринятое мнение одаренных детей.
Педагог, чтобы завоевать и удержать внимание детей, должен подобрать
индивидуально для каждого иллюстративный материал (журналы, репродукции, работы
детей), использовать игровые ситуации. Каждому ребенку необходимы определенные
затраты времени на творческое решение замысла, поэтому мы стремимся не подгонять в
работе, в тупиковой ситуации, а оказывать помощь. Использовать в живописном
отношении обучение «содержательной абстракции» (упражнения «по сырому»,
домыслить
- «на что похоже» - к собственно картине, техника «живая клякса», композиция из
шаблонов - лекал (много вариантность). В искусствоведческом отношении понравившаяся картина, «перевоплощение» - сцена из нее, «зрители», угадывающие
автора, название, а также по типу «Поля чудес» со старшими детьми.
Новизна программы в том, что она является интегрированным курсом, который
включает в себя следующие виды изобразительного творчества: рисование, аппликация,
коллаж, лепка из пластилина, бумагопластика, что способствует развитию творческого
начала в детях. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между
собой и дополняют друг друга в течение всего учебного года. Разнообразие
изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка
жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования,
свободного выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных
возможностей в сотворчестве детей и педагога создают радость открытий и
взаимопонимания в общении.
Художественно – продуктивная деятельность не ограничивается рамками программы,
позволяет совмещать процесс обучения с практикой изготовления изделий из разных
художественных материалов и изучения современных видов творчества (монотипия,
актватипия, «набрызг», «метод тычка», использование природного и бросового
материалов).
В ходе работы, по программе воспитанники знакомятся с разнообразием
нетрадиционных способов художественно-продуктивной деятельности, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в работе. Учатся на основе полученных знаний
создавать свои продукты творческой деятельности, поэтому программа носит
инновационный характер. Индивидуальный подход и мобильная организация всех видов
деятельности направлены на выявление и развитие личностного потенциала детей.
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает
условия для формирования личностных качеств: уверенность в себе, отзывчивость,
доброту, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам
товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества и пр.
Программа является модифицированной и имеет следующие отличительные особенности
от существующих программ:
•

Делается упор на развитее художественных навыков и психологических процессов

•

Систематическое и целенаправленное использование игровых технологий

•

Возможность внесения изменений в процессе реализации программы

•

Использование различных критериев оценивания (через выставки, участие в

конкурсах, составление авторских альбомов)
Еще одна особенность программы - постоянный заинтересованный и ответственный
диалог с семьей. Родители получают информацию от педагога об успехах ребенка,
консультации и рекомендации, пожелания, а также сами высказывают педагогу свои
пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно
повышают эффективность образовательной деятельности
Разработка методических материалов и отчетов в виде компьютерных презентаций,
проектно-исследовательские работы, просмотр видео и фотоматериалов, поиск
информационных ресурсов в сети Интернет, составление мониторингов, разработка
отчетов в форме «Портфолио», способствует качественному усвоению учебного материала
и эффективности отслеживания результатов творческой деятельности каждого ребенка.
В процессе обучения особое внимание уделяется диагностике индивидуальных качеств
детей. Свою личность ребенок рассматривает как объект для творчества. Изучая свои
внешние и внутренние характеристики, он начинает осознавать себя неотъемлемой
частью окружающего мира, свою неповторимость и уникальность. Сотворение личности,
развитие мотивационной сферы деятельности и способности быть нужным здесь и сейчас
- такой углубленный психологический подход в обучении отличает данную программу от
всех остальных
В программе использована оригинальная форма презентации личностных достижений
– портфолио воспитанников с творческими работами и планами на будущее. Такая форма
отчетности – очень эффективно развивает и структурирует детское мышление.
В современных условиях развития общества очень важно помочь ребенку
ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, реализовывать
себя в творческой деятельности. Сегодня, когда в дополнительном образовании на
художественно-продуктивную деятельность отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества детей является особенно актуальным.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в программе соединены вопросы
теории и практики развития детей. Она обусловлена необходимостью формирования у
воспитанников потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры,
расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности
обучающихся. Уровень освоения образовательной программы – общекультурный.
Результат обучения определяется на выставках, творческих конкурсах, при участии в
проектах различного уровня, а также на отчетной выставке, где происходит просмотр и
обсуждение работ вместе с родителями и детьми, оценивается продвижение каждого
ребенка в обучении, объективные и субъективные факторы роста или отсутствие его.
Поэтому педагог, помимо специального художественного образования, должен быть
знаком с новейшими достижениями в психологии, с законами творческого процесса,
уметь тестировать психологическое состояние ребенка по его рисунку.
Исходя, из психофизиологических особенностей детей, занимающихся в студии, были
отобраны методы и формы работы, все из которых отвечают принципам развивающей
педагогики:
•

освоение универсальных учебных действий идет с помощью активизации
эмоциональной сферы - интереса, вызванного желанием освоить технологию
создания работы;

•

нацеленность на конечный результат – картину или изделие, позволяет
мобилизоваться,
сконцентрировать
усилия,
развивать
способность
к
самостоятельности;

•

построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для
каждого учащегося ситуации успеха;

•

использование
проблемного
обучения,
подразумевающего
индивидуальное решение посильных художественных задач.

творческое

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта
и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения
образа, но и средство обобщения ребѐнком своего представления о том, или ином
эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нѐм в конкретном
продукте (рисунке, коллаже, пластике, конструкции).
Уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, оптимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
2.3 Цель, задачи, основные принципы Программы.
Цель образовательной программы: создание условий для развития интеллектуальных и
художественно - эстетических способностей, обучающихся в процессе освоения
различных нетрадиционных художественных техник, с учѐтом индивидуальности каждого
ребёнка.
Задачи образовательной программы:
•

познакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика,
народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения
зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к
окружающему миру;

•

инициировать самостоятельный выбор детьми художественных сюжетов,
композиций, а также материалов, инструментов, способов и приѐмов реализации
замысла;

•

создать условия для экспериментирования художественными материалами,
инструментами,
изобразительно-выразительными
средствами,
например,
использование различных материалов (акварели, гуаши) с учетом присущих им
художественных свойств; выбор средств, соответствующих замыслу;

•

воспитать художественный вкус;

•

привить интерес к изобразительной творческой деятельности.

•

развить образное мышление;

•

развить творческую фантазию;

•

научить ребенка через изобразительную
творчества, сопереживания.

деятельность

выражать

радость

Основные принципы, заложенные в основу программы.
Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный

принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не
принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных
особенностей детей.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого
до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми
заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением
к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к
ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка
при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных
ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
2.4 Возрастные особенности детей
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Зачисление
воспитанников в группы для занятий по Программе осуществляется в заявительном
порядке, в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг между
родителями (законными представителями) и МБДОУ – детский сад № 396 «Семицветик».
Особенности художественно - эстетического развития детей 3 - 4 лет.
В младшем дошкольном возрасте происходят изменения в эстетическом развитии
ребёнка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым
элементам их художественной формы, например ритм, цвет. У детей становятся более
разнообразными реакции и на содержание в целом. Ребёнок радуется изображению
знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства. Моти его оценки при
этом носит предметный или житейский характер.
Дети данного возраста замечают лишь отдельные признаки и явления, пользуются
лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно
развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности,
формируются новые интересы и потребности.
В изобразительной деятельности от простейших действий с карандашом, глиной
переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных
форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям форме, под
влиянием
обучения приобретает преднамеренный характер изображения. Дети
овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной
деятельности, позволяющей им добиться образности в изображаемом, самостоятельности
и первоначальном проявлении творческой активности.
Особенности художественно - эстетического развития детей 4 - 5 лет.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского
восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие
продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом
ребенка, его интересами.
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к
осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во

внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием
произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает
предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление
сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить
к некоторым обобщениям. У них отчетливо проявляется стремление к творчеству,
самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной,
театрализованной деятельности.
Особенности художественно - эстетического развития детей 5 - 7 лет.
К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно рассматривать
произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать,
сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка
развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительноизобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их
необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных
видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам
музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно
развиваются художественно-творческие способности,
дети
сами
придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации,
рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как
своих сверстников, так и со своим собственным.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на
выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные
образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические
качества в произведениях искусства.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к
различным видам художественной деятельности. У детей наблюдается яркое выражение
эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые
мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться
художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной
устойчивостью и отчетливостью.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее
отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно
форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку,
и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто
встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах
искусства – оно любит все виды искусства.
Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее
характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно
стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно
раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее
всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
В Программе учитываются:
•

индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и

состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования
•

возможности освоения ребёнком. Программы на разных этапах её реализации

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
2.5 Содержание Программы
Программа предназначена для обучения детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Тема для изучения у детей одна, а уровень сложности заданий - разный. Программа
предусматривает расширение, обобщение, систематизирование знаний. Раскрытие новых
содержательных элементов курса «Основы декоративно-прикладного и изобразительного
искусства», посредством приобщения к следующим видам декоративно-прикладного и
изобразительного искусства:
•

рисование различными художественными материалами (простой карандаш,
восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь);

•

выполнение аппликаций и коллажей с применением картона и бумаги различного
качества и назначения (цветная, гофрированная, металлизированная и т.п.),
вырезок из печатных изданий;

•

ознакомление с различными
(пластилинография)

•

работа с пластическими материалами (пластилин, глина, солёное тесто).

технологиями

изобразительного

искусства

2.6 Методы и приёмы реализации Программы
В работе используются различные методы и приемы:
• одномоментности
• обследования
• наглядности
• словесный
• практический
• эвристический
• частично-поисковый
• проблемно-мотивационный.
Нетрадиционные художественные техники, представленные в программе.
•

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы,
дорисовка клякс.

•

Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги. Рисовать можно вдвоем один сюжет
или изолированные предметы, работая рядом.

•

Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным приемам.

•

Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склоны думать, что, если рисуем
красками, то обязательно и кисточкой. Можно рисовать и поролоном.

•

Метод волшебного рисунка. Рисование восковой свечой и акварелью.

•

Метод пальцевой живописи. Способ изображать окружающий мир: пальцами,
ладонью.

•

Объемная аппликация. Объемная аппликация лучше воспринимается и более

реалистично отражает окружающий мир.
•

Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов,
которые лучше рисовать на влажной бумаге.

2.7 Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы 3-4 года
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности;
• Знает инструменты и приспособления для лепки и рисования;
• Умеет создавать простую композицию, используя простые приемы рисования,
лепки
• Аккуратно пользуется материалами.
• Проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы 4-5 года
• Проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
• Изображает предметы и явления, выразительно создавая отчетливые формы,
подбирая цвета, аккуратно закрашивая, используя разные материалы.
• Знает и соблюдает правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий.
• Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая
их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
• Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
• Использует нетрадиционные техники рисования: оттиск, «по–мокрому»,
восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной
палочки.
Планируемые результаты освоения Программы 5-6 года
• Может видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;
• Понимает
язык эмоций (сопереживание, сочувствие), отражѐнных в
произведениях искусства и реальных отношениях;
• Проявляет разнообразные чувства при восприятии произведений искусства
• Умеет находить новые нестандартные решения творческих задач
• Знает и применяет в работе различные инструменты и материалы;
• Знает и применяет правила техники безопасности при работе;
• Умеет подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
• Освоил навыки работы с пластилином, бумагой, природным материалом;
Планируемые результаты освоения Программы 6-7 года
• проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства.
• знает свойства изобразительных материалов.
• выполняет рисунки, используя изученные различные нетрадиционные техники и
приемы рисования.
• Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
• Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
использует разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирает цвета
в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
• Изображает предметы, и создавать сюжетные композиции, используя
разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1 Учебный план.
Группа
Первый
обучения

Количество
месяцев

Количество занятий
В неделю

В месяц

год

9

1

4

36

год

9

1

4

36

год

9

1

4

36

год

9

1

4

36

В год

3-4 года
Первый
обучения
4-5лет
Первый
обучения
5-6 лет
Первый
обучения
6-7 лет

3.2 Календарный учебный график.
Количество занятий в неделю: 1; Количество учебных недель: 36; Количество занятий в год: 36.
Возраст

3-4 года
Неделя

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Тема

4-5 лет
Время

Тема

5-6 лет
Время

Тема

6-7 лет
Время

Тема

Время

1

Инструкта
ж

15

Инструкта
ж

20

Инструкта
ж

25

Инструкта
ж

30

2

П

15

П

20

Р

25

Р

30

3

П

15

П

20

Р

25

Р

30

4

РП

15

Р

20

Л

25

Р

30

1

Л

15

АК

20

Б

25

Р

30

2

П

15

Р

20

Р

25

Р

30

3

ЛА

15

Р

20

Р

25

Р

30

4

Л

15

А

20

Р

25

Р

30

1

К

15

К

20

Р

25

Р

30

2

ЛР

15

А

20

Р

25

Р

30

3

ЛР

15

К

20

К

25

К

30

4

ПР

15

Л

20

А

25

А

30

1

К

15

Р

20

К

25

А

30

2

Л

15

АК

20

Р

25

Р

30

3

К

15

Р

20

Р

25

Р

30

4

Р

15

Р

20

Р

25

А

30

1

ЛР

15

Р

20

Р

25

Р

30

2

А

15

Р

20

К

25

Р

30

Февраль

Март

Апрель

Май

3

А

15

Р

20

Р

25

Р

30

4

ЛР

15

РК

20

Р

25

Р

30

1

ЛР

15

Б

20

Р

25

Р

30

2

АРА

15

АР

20

Р

25

Р

30

3

АР

15

К

20

А

25

Р

30

4

ЛР

15

Б

20

К

25

Р

30

1

П

15

К

20

Р

25

Р

30

2

Р

15

Л

20

Р

25

Р

30

3

К

15

Р

20

А

25

Р

30

4

А

15

Р

20

А

25

Р

30

1

Л

15

П

20

Р

25

Р

30

2

ЛР

15

К

20

Р

25

Р

30

3

Л

15

К

20

Р

25

Р

30

4

Р

15

Р

20

Р

25

Р

30

1

Д

15

Д

20

Д

25

Д

30

2

А

15

Р

20

Р

25

Р

30

3

ЛР

15

Л

20

Р

25

Р

30

4

К

15

К

20

Р

25

Р

30

5

И

15

И

20

И

25

Р

30

«Б» – бумагопластика (конструирование из бумаги); «П» – пластилинография; «Л» – лепка объемная; «Р» – рисование; «А» – аппликация;
«К» – работа над композицией; «И» – итоговое; «Д» - Диагностика.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (3-4 ГОДА). МОДУЛЬ 1.
Тематическое планирование
№

Количество месяцев

Количество часов
Всего

1

Вводное занятие,
диагностика.
Инструктаж по ОТ

1

Теория
0.5

2

Осенние листья

2

0.5

1.5

3

Берёзка

1

0

1

4

Мышка

1

0

1

5

Барашек

1

0

1

6

Ладошка

1

0.5

0.5

7

Звёзды и месяц

2

0.5

1.5

8

Солнышко для мамы

2

0.5

1.5

9

Следы на снегу

2

0.5

1.5

10

Подсвечник звёздочка

2

0.5

1.5

11

Ёлочка

1

0

1

12

Новогодняя игрушка

1

0.5

0.5

13

Волшебный цветок

2

0.5

1.5

14

Птичка-невеличка

2

0.5

1.5

15

Солдат

2

0.5

1.5

16

Крендель

1

0.5

0.5

17

Полёт в космос

3

0.5

2.5

18

Змейка

1

0.5

0.5

19

Сороконожка

2

1

1

20

Гусеница

2

0.5

1.5

21

На лугу

3

1

2

22

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

36

10

26

Итого:

Практика
0.5

Содержание учебного плана.
1. Тема: 1. Тема: Вводное занятие, диагностика. Инструктаж по ОТ.

Теория: Беседа: знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными
художественными материалами, инструктаж по охране труда. Практика: игровая
программа «Будем знакомы»
2. Тема «Осенние листья»

Теория: Беседа:
«Какого
цвета
осень,
деревья
листья.
Практика: Пластилинография + манка «Осенний лист»
3. Тема «Березка»
Теория: Беседа: «Чем отличаются друг от друга деревья»». Практика:
Аппликация + пластилинография.
4. Тема «Мышка»
Теория: Пальчиковая игра «Мышка». Практика: Лепка объемная
5. Тема «Барашек».
Практика: Пластилинография
6. Тема «Ладошка» Беседа «На что похожа моя ладошка».
Практика: Рисование ладошками.
7. Тема «Звезды и месяц».
Теория: Беседа: «День и ночь». Практика: Лепка. Выполнение композиции из
луны и звезд.
8. Тема «Солнышко для мамы».
Беседа «Подарки для мамы». Практика: Лепка с использованием трафарета,
стека.
9. Тема «Следы на снегу»
Беседа «О времени года, изменении цветовой палитры в природе зимой».
Практика: Лепка + рисование
10. Тема «Подсвечник «Звездочка»».
Беседа «Что такое подсвечник». Практика: Выполнение работы с натуры,
развитие глазомера, умения видеть, сравнивать изображенное и модель.
Техника: лепка.
11. Тема «Елочка».
Практика: Рисование акварелью.
12. Тема «Новогодняя игрушка».
Беседа «О елочных игрушках». Практика: Аппликация «Новогодний шар».
13. Тема «Волшебный цветок».
Беседа «Какие бывают цветы». Практика: Работа с бумагой. Техника:
оригами, объемная композиция.
14. Тема «Птичка-невеличка».
Беседа «О птицах зимой». Практика: Лепка птички.
15. Тема «Солдат».
Беседа «Наша армия». Практика: аппликация «Солдат»
16. Тема «Крендель».
Беседа «О хлебе». Практика: Лепка из двух переплетенных между собой длинных
«колбасок».
17. Тема «Полет в космос».
Беседа «О космосе». Практика: пластилинография + аппликация.
18. Тема «Змейки».
Беседа «Необычные животные». Практика: объемная аппликация.
19. Тема «Сороконожка».
Беседа «Насекомые». Практика: лепка.
20. Тема «Гусеница»
Практика: лепка

21. Тема: «На лугу».
Беседа «Насекомые». Практика: Композиция «На лугу».
22. Итоговое занятие
Беседа Подводим итоги года. Обсуждаем успехи и неудачи этого года. Практика:
Нарисовать место, в которое бы хотел попасть летом.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (4-5 ЛЕТ). МОДУЛЬ 2.
Тематическое планирование
№
1

2

Количество месяцев
Вводное занятие,
диагностика.
Инструктаж по ОТ
Золотая осень

Количество часов
Всего
1

Теория
0.5

Практика
0.5

2

1

1

3

Цыплята

2

1

1

4

Листочки бывают разные
– зелёные, жёлтые,
красные

2

1

1

5

Моя семья

4

1

3

6

Снежинка

1

0.5

0.5

7

Снеговик

2

1

1

8

Ёлочка

2

1

1

9

Времена года. Цветовая
палитра зимой

2

1

1

10

Моя любимая игрушка –
кукла, робот, машинка

2

1

1

11

Мышка

1

0.5

0.5

12

Матрос

2

0.5

1.5

13

Бусы для мамы

2

0.5

1.5

14

Петушок

2

1

1

15

Смысловая композиция.
На что похоже?

1

0.5

0.5

16

Узор. Орнамент

2

1

1

17

Разноцветная ракета

2

1

1

18

Водный мир

3

1

2

1

1

1

1

0.5

0.5

(занятие № 1)
19

Водный мир
(занятие № 2)

20

Насекомые

Итого:

36

15.5

20.5

Содержание учебного плана
1. Тема: 1. Тема: Вводное занятие, диагностика. Инструктаж по ОТ.

Теория: Беседа: знакомство с видами изобразительного искусства, с
разнообразнымихудожественными материалами, инструктаж по охране труда.
Практика: игра
2. Тема «Золотая осень»
Теория: Беседа: «Какого цвета осень, деревья листья. Практика:
Пластилинография «Осеннее дерево»
3. Тема «Цыплята»
Теория: Беседа: «Домашние птицы». Практика: аппликация с
использованием ватныхдисков.
4. Тема «Листочки бывают разные - зеленые, желтые, красные»
Практика: Акварель Теория: Беседа: «О пейзаже». Работы Левитана, Ван Гога.
Практика: рисование акварелью, смешивание цветов.
5. Тема «Моя семья».
Теория: Беседа: «О семье». Практика: Аппликация: Подарок для папы, мамы.
6. Тема «Снежинка» Беседа «Что такое снежинка».
Практика: Лепка «Снежинка»
7. Тема «Снеговик».
Теория: Беседа: «Откуда взялся снеговик (история возникновения, как можно
слепить изснега». Практика: Выполнение композиции из ватных дисков, бумаги и
мишуры.
8. Тема «Елочка».
Беседа «Новый год». Практика: Нетрадиционные приемы рисования
ладошкой, украшаем из подручного материала.
ритмичность композиции, симметрия или асимметрия. Карандаш, акварель, гуашь.
9. Тема «Времена года цв. Цветовая палитра зимой»
Беседа «О времени года, изменении цветовой палитры в природе зимой».
Наглядныйматериал - иллюстрации, детские работы.
Практика: Работа на тонированной бумаге (на выбор), передача холодной
цветовойгаммы, настроения грустного, праздничного. Техника - гуашь,
акварель.
10. Тема «Моя любимая игрушка - кукла, робот, машина».
Беседа «О работе снатуры»,
«Расположение на листе».
Практика: акварель, гуашь, фломастеры. Наглядный материал - работы детей.
11. Тема «Мышка».
Беседа «Дикие животные». Практика: Оригами и аппликация.
12. Тема «Матрос».
Беседа «Понятие о военных профессиях». Практика: Работа с бумагой.
13. Тема «Бусы для мамы».
Беседа «Моя мама». Практика: Работа с бумагой. Техника: скручивание бумаги.
14. Тема «Петушок». Беседа «О весне». Практика: Лепка петушка.

15. Тема «Смысловая композиция «На что похоже?».
Беседа «На что похоже?». Практика: Дорисовывание геометрических фигур –
созданиепредмета или животного.
16. Тема «Узор. Орнамент».
Беседа «О композиции декоративной». Наглядный материал - образцы
декоративно-прикладного искусства. Практика: Работа с помощью
трафаретов, кисти.
17. Тема «Разноцветная ракета».
Беседа «О космосе». Практика: пластилинография.
18. Тема «Водный мир».
Беседа «Кто живет в воде». Практика: Композиция «Водный мир» (рисование)
19. Тема «Водный мир».
Беседа «Кто живет в воде». Практика: Композиция «Водный мир»
20. Тема «Насекомые».
Беседа «Кто такие насекомые». Практика: Лепка «Насекомое».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 ЛЕТ). МОДУЛЬ 3.
Тематическое планирование
№

Количество месяцев

Количество часов
Всего
1

Теория
0.5

Практика
0.5

1

Вводное занятие,
диагностика.
Инструктаж по ОТ

2

Осенний пейзаж

2

1

1

3

Веточка дерева

2

1

3

4

Листочки бывают разные
– зелёные, жёлтые,
красные

2

1

1

5

Зимушка-зима

2

1

1

6

Освоение основных
изобразительных
элементов - схем

2

1

1

7

Составление фигуры из
шаблонов

2

1

1

8

Архитектурные
сооружения

2

1

1

9

Времена года. Цветовая
палитра зимой

2

1

1

10

Моя любимая игрушка –
кукла, робот, машина

2

1

1

11

Фигура человека в
движении

2

1

1

12

Анатомия животных

2

1

1

13

Сказочные образы

2

0

2

14

О чём расскажет нам
портрет

2

1

1

15

Смысловая композиция.
«На что похоже?»

2

0

2

16

Узор. Орнамент

2

1

1

17

Добрые и злые герои
сказок

2

1

1

18

Четвероногие друзья

2

1

1

19

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

36

15.5

20

Итого:

Содержание учебного плана
1. Тема: 1. Тема: Вводное занятие, диагностика. Инструктаж по ОТ.
Теория: Беседа: знакомство с видами изобразительного искусства, с
разнообразнымихудожественными материалами, инструктаж по охране труда.
Практика: игра.
2. Тема «Осенний пейзаж»
Теория: Беседа: «Осень», «Дождь». Знакомство с работами художников
Крылова, Лентулова. Практика: Гуашь, характер работы большой и
маленькой кистью.
3. Тема «Веточка дерева»
Теория: Беседа: «Какие бывают у дерева веточки». Практика: Лепка + креповая
бумага.
4. Тема «Листочки бывают разные - зеленые, желтые, красные».
Теория: Беседа: «Об осени». Выполнение работы акварелью, гуашью.
Практика: Рисунок дерева по принципу аналогий: ствол - тело, ветви - руки, корни
- ноги.
5. Тема «Зимушка-зима»
Теория: Беседа: «Зима». Работы художников. Практика: Рисование гуашью.
6. Тема «Освоение основных изобразительных элементов - схем»
Беседа «Шаблоны - помощники». Практика: Выполнение, построение
изображений с помощью шаблонов: дом, солнце, цветок, машина. Работа
карандашом (укрепление руки) по шаблону, заливка цветом элементов
композиции (треугольник, квадрат, круг).
7. Тема «Составление фигур из шаблонов».
Теория: Беседа: «Составление фигуры из шаблонов»
Практика: Выполнение композиций (карандашом, потом в цвете
декоративно, условно).
8. Тема «Архитектурные сооружения».
Беседа «О назначении архитектурных сооружений».

Практика: Работа с

шаблонами с добавлением собственных деталей: ритмичность композиции,
симметрия или асимметрия. Карандаш, акварель, гуашь.
9. Тема «Времена года. Цветовая палитра зимой»
Беседа «О времени года, изменении цветовой палитры в природе зимой».
Наглядный материал - иллюстрации, детские работы.
Практика: Работа на тонированной бумаге (на выбор), передача холодной
цветовой гаммы, настроения грустного, праздничного. Характер еловых веток,
украшений. Техника - гуашь, белила с акварелью.
10. Тема «Моя любимая игрушка - кукла, робот, машина».
Беседа «О работе с натуры. Расположение на листе». Практика: Выполнение
работы с натуры, развитие глазомера, умения видеть, сравнивать
изображенное и модель. Техника - акварель, гуашь, фломастеры. Наглядный
материал - работы детей.
11. Тема «Фигура человека в движении».
Беседа «Понятие о пропорциях в человеческой фигуре». Работы художника С.
Малевича.
Практика: Работа с шаблонами - композиции «Танец», «Штангист».
Построение пропорциональной «живой» человеческой фигуры. Техника
фломастеры, акварель.
12. Тема «Анатомия животные».
Беседа «Понятие о строении, пропорциональности фигуры животного, его
характере». Практика: Изображение с помощью лекал стоящей, бегущей
фигуры лошади, собаки, кошки, попугая. Техника - фломастеры, акварель.
13. Тема «Сказочные образы».
Беседа «Сказочные образы: рыба-кит, бабочка-гигант, каменный цветок,
золотая рыбка». Наглядный материал - методические таблицы, работы детей.
Практика: Работа с лекалами. Понятие о симметрии, равновесии.
14. Тема «О чем расскажет нам портрет».
Беседа «О характере человека, его настроении, своем отношении к нему».
Работы художников Модильяни, Ван Гога, детские работы.
Практика: Работа фломастером, гуашью (маленькой кистью) - рисунок,
живопись; внимание к цвету лица: смуглый, блондин; линия овала, частей
лица, цвет одежды, фон по представлению. В композиции «Моя мама,
бабушка, папа» - работа с натуры, по наблюдению и сравнению, передать
улыбку или грусть.
15. Тема «Смысловая композиция «На что похоже?».
Беседа «На что похоже?». Репродукции художников-авангардистов 20-х годов.
Практика: Задача сенсомоторной координации в цветовой композиции,
ассоциативного и живописного мышления. Совместное обсуждение работы и
завершение в смысловую композицию по принципу «На что похоже».
16. Тема «Узор. Орнамент».
Беседа «О композиции декоративной». Наглядный материал - образцы
декоративно-прикладного искусства.
Практика: Работа с помощью трафаретов, кисти. Варианты композиций: в круге,
квадрате(салфетка), симметрия. Фон цветной, гамма теплая или холодная.
Технические приемы работы кисти: «точка», «травка», «зигзаг», «волна».

17. Тема «Добрые и злые герои сказок».
Беседа «Вспомни сказку, ее образы». Наглядный материал - репродукции
Пивоварова, Лавриной, Конашевича.
Практика: Передача характеров героев - Буратино, Карабас-Барабас,
Карлсон, Чиполлино,Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Техника по
выбору (фломастер, гуашь).
18. Тема «Четвероногие друзья».
Беседа «О характере любимого животного, наблюдения за ним, о
привычках». Наглядный материал - работы детей.
Практика: Композиция «Моя кошка», «Моя собака». Работа по памяти, по
наблюдению. Умение передать характер, движения, строение (без шаблонов).
Техника по выбору.
19. Итоговое занятие
Беседа Подводим итоги года. Обсуждаем успехи и неудачи этого года.
Практика: Нарисовать место, в которое бы хотел попасть летом.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 ЛЕТ). МОДУЛЬ 4.
Тематическое планирование
№

Количество месяцев

Количество часов
Всего
1

Теория
0.5

Практика
0.5

1

Вводное занятие,
диагностика.
Инструктаж по ОТ

2

Значение цвета в

2

1

1

3

Рисуем радугу

2

1

3

4

Осенняя палитра

2

1

1

5

Сказочные цветы

2

1

1

6

Освоение основных
изобразительных
элементов – схем

2

1

1

7

Составление композиции
из шаблонов

2

1

1

8

Архитектурные
сооружения

2

1

1

9

Времена года. Цветовая
палитра зимой

2

1

1

10

Натюрморт

2

1

1

11

Фигура человека в
движении

2

1

1

12

Животные в движении

2

1

1

13

Сказочные образы

2

0

2

14

О чём расскажет нам
портрет

2

1

1

15

Смысловая композиция.
«На что похоже?»

2

0

2

16

Узор. Орнамент

2

1

17

Добрые и злые герои
сказок

2

1
1

18

Четвероногие друзья

2

1

1

19

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

36

16.0

20

Итого:

1

Содержание учебного плана
1. Тема: Вводное занятие, диагностика. Инструктаж по ОТ
Теория: Беседа: знакомство с видами изобразительного искусства, с
разнообразными художественными материалами, инструктаж по охране
труда. Практика: игровая программа «Будем знакомы»
2. Тема «Пробуем краски»
Теория: Беседа: «Какого цвета тучи, облака», «Разноцветные шары», «Дождь».
Знакомство с работами художников Крылова, Лентулова.
Практика: Работа пятном, черно-белым, цветным, знакомство с техникой
акварели или гуаши, характер работы большой и маленькой кистью.
3. Тема «Рисуем радугу»
Теория: Беседа: «Семь цветов - семь звуков». Картина мира в цвете живопись, в звуках - музыка. Настроение. Цветовой круг. Работы
художников Кандинского, Ф. Васильева.
Практика: Работа акварелью или гуашью, большой кистью. Радуга в дождь, в
солнце - надполем, морем и т д.
4. Тема «Осенняя палитра».
Теория: Беседа: «О пейзаже», «Об осени», красках осени. Рисование акварелью,
гуашью «Осень».
5. Тема «Цветы»
Теория: Беседа: «Цветы: строение, цвет, форма лепестков». Работы
художников М.Сараньяна, Абегяна, детские работы.
Практика: Придумать «свои» цветы в «своих» вазах. Работа с декоративным
пятном. Технические приемы - кистевой мазок, линия, точка.
6. Тема «Освоение основных изобразительных элементов - схем»
Беседа «Шаблоны -помощники».
Практика: Выполнение, построение изображений с помощью шаблонов:
дом, солнце, цветок, машина. Работа карандашом (укрепление руки) по
шаблону, заливка цветом элементов композиции (треугольник, квадрат,

круг). Методические таблицы. Построение по шаблонам.
7. Тема «Составление композиции из шаблонов».
Теория: Беседа: «Составление композиции (натюрморт, пейзаж, потрет из
шаблонов»).
Практика: Вырезание геометрических фигур. Составление композиции.
8. Тема «Архитектурные сооружения».
Беседа «О назначении архитектурных сооружений».
Практика: Работа с шаблонами с добавлением собственных деталей:
ритмичность композиции, симметрия или асимметрия. Карандаш, акварель, гуашь.
9. Тема «Времена года. Цветовая палитра зимой»
Беседа «О времени года, изменении цветовой палитры в природе зимой».
Наглядныйматериал - иллюстрации, детские работы.
Практика: Работа на тонированной бумаге (на выбор), передача холодной
цветовой гаммы, настроения грустного, праздничного. Характер еловых веток,
украшений. Техника - гуашь, белила с акварелью.
10. Тема «Натюрморт».
Беседа «Рисуем с натуры». Практика: Выполнение работы с натуры,
развитие глазомера, умения видеть, сравнивать изображенное и модель.
Техника - акварель, гуашь, фломастеры. Наглядный материал - работы
детей.
11. Тема «Фигура человека в движении».
Беседа «Понятие о пропорциях в человеческой фигуре». Работы художника С.
Малевича.
Практика: Работа с шаблонами - композиции «Танец», «Штангист».
Построение пропорциональной «живой» человеческой фигуры. Техника
фломастеры
12. Тема «Животные в движении».
Беседа «Понятие о строении, пропорциональности фигуры животного, его
характере».
Практика: Изображение с помощью лекал стоящей, бегущей фигуры лошади,
собаки, кошки, попугая. Техника - фломастеры, акварель.
13. Тема «О чем расскажет нам портрет».
Беседа «О характере человека, его настроении, своем отношении к нему».
Работы художников Модильяни, Ван Гога, детские работы.
Практика: Работа фломастером, гуашью (маленькой кистью) - рисунок,
живопись; внимание к цвету лица: смуглый, блондин; линия овала, частей
лица, цвет одежды, фон по представлению. В композиции «Моя мама,
бабушка, папа» - работа с натуры, по наблюдению и сравнению, передать
улыбку или грусть.
14. Тема «Смысловая композиция «На что похоже?».
Беседа «На что похоже?». Репродукции художников-авангардистов 20-х годов.
Практика: Задача сенсомоторной координации в цветовой композиции,
ассоциативного и живописного мышления. Совместное обсуждение работы и
завершение в смысловую композицию по принципу «На что похоже».
15. Тема «Узор. Орнамент».

Беседа «О композиции декоративной». Наглядный материал - образцы
декоративноприкладного искусства.
Практика: Работа с помощью трафаретов, кисти. Варианты композиций: в круге,
квадрате(салфетка), симметрия. Фон цветной, гамма теплая или холодная.
Технические приемы работы кисти: «точка», «травка», «зигзаг», «волна».
16. Тема «Добрые и злые герои сказок».
Беседа «Вспомни сказку, ее образы». Наглядный материал – репродукции
Пивоварова, Лавриной, Конашевича.
Практика: Передача характеров героев - Буратино, Карабас-Барабас,
Карлсон, Чиполлино,Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Техника
по выбору (фломастер, гуашь).
17. Тема «Четвероногие друзья».
Беседа «О характере любимого животного, наблюдения за ним, о
привычках». Наглядный материал - работы детей.
Практика: Композиция «Моя кошка», «Моя собака». Работа по памяти, по
наблюдению. Умение передать характер, движения, строение (без шаблонов).
Техника по выбору.
18. Итоговое занятие
Беседа Подводим итоги года. Обсуждаем успехи и неудачи этого года.
Практика: Нарисовать место, в которое бы хотел попасть летом.
19. Итоговое занятие
Беседа Подводим итоги года. Обсуждаем успехи и неудачи этого года.
Практика: Нарисовать место, в которое бы хотел попасть летом.
4. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
4.1 Формы контроля освоения Программы
Виды контроля

Содержание

Вводный контроль

Области
интересов
склонностей

Текущий контроль

Освоение
темам

материалов

Творческий
воспитанников

Методы

Сроки
контроля

и Беседы,
наблюдение

Сентябрь

по Творческие
практические
задания,
выполнение
образцов,
упражнения

и В течение года

потенциал Наблюдение,
игры

В течение года

Оценка
самостоятельности,
возможностей, способность к
самоконтролю

Наблюдение

В течение года

Корректировка

Успешность
выполнения Индивидуальные
В течение года
воспитанниками
задач занятия, помощь в
тематического плана
самореализации

Итоговый контроль Контроль
выполнения Выставки
поставленных задач, уровень детского
творческого
развития
и творчества
самостоятельности

Май

4.2 Показатели художественно – творческого развития детей дошкольного возраста
Обследование уровня художественно-творческого развития детей проводится два раза в
год: начальное – сентябрь, итоговое – май.
Методы обследования:


наблюдение;



эксперимент;



диагностика – подбор заданий, вопросов с целью коррекции творческих
отклонений;



анализ продуктов деятельности ребенка.

Данные методы позволяют выявить реальный уровень художественно- творческого
развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить
недостатки. Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования
особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и
воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее
адекватным.
Критерии оценивания уровня художественно-творческого развития, способствующих
эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного
искусства.
Основными
направлениями
изучения
художественно-творческих
способностей:
1.Способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного
сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;
2.Способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых
образов, впечатлений;
3.Способность рационально применять различные техники и рисовать живописными
материалами, используя цвет.

Первый год обучения МОДУЛЬ 1.
1

Произвольность
и свобода
поведения

2

Общая ручная
умелость

Проявляет активность,
манипулируя и экспериментируя с
изобразительными материалами,
создает свободные изображения
Может примитивно нарисовать
себя, своих друзей, родных,
изображать простые предметы,
природу, явления окружающей
действительности, передовая
общие признаки, относительное
сходство по форме и некоторые
характерные детали образа,
дополняя созданное изображение
рассказом о нём.

Педагогическна
блюдение
Анализ продукта
деятельности

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике
Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.
1. Рисование.
Средства выразительности: цвет, колорит; формообразование; композиция. Практические
умения ( владение разными материалами и инструментами для создания художественного
образа). Планирование работы. Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица,
животное, транспорт, одежда и другие объекты). Жанры (виды рисунка: натюрморт,
пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).Декор адекватно теме (замыслу). Эстетические
суждения и оценки. Художественный образ.
2.

Пластилинография.

Средства выразительности:а) объем, форма; б) пластика; в) композиция. Практические
умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание,
прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение). Содержание лепки (птица,
животное, человек, транспорт, предметы). Жанры (виды: декоративная, скульптурная,
фантазийная и др.) Эстетические суждения и оценки. Художественный образ.
3. Бумагопластика.
Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д)
композиция. Практические умения а) правильно держать ножницы, вырезать и
наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая,
накладная, обрывная, мозаика и др) Содержание ( предметы, растения, птицы, животные,
человек, транспорт, одежда). Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет,
фантазии). Декор адекватно теме (замыслу). Эстетические суждения и оценки.
Художественный образ.
4. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
5. Креативность (воображение).
6. Эмоциональность.
7. Общий показатель (результат диагностики).

Характеристика уровней
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные – тематические и
жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности,
сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В
ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные
средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения
не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и
жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках. В ходе диагностики выявлено
10-15 показателей.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными
средствами выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено
менее 10 показателей.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного
возраста на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.)


Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально,
спокойно)?



Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?



Какие методы
практические)?



Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен,
сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?



Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе
создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?



Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали,
диагонали, есть ли элементы перспективы)?



Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет
оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?



Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение
изображений, предметов, фигур)?

и

приемы

использует

педагог(

наглядные,

словесные,

Показатели художественно – творческого развития детей дошкольного возраста
второго, третьего, четвертого года обучения МОДУЛЬ 2. МОДУЛЬ 3. МОДУЛЬ 4.
«Портрет» художественно – творческого развития детей дошкольного возраста
(методикаКазаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
Характеристика
Характеристика
Характеристика Общий вывод
качества способов качества
отношений,
интересов,
творческой
деятельности
способностей в
области
художественной
деятельности



•
•
•
•
•

искренность,
непосредственность;
увлеченность;
интерес;
творческое
воображение;
характер вхождения
в образ;
специфические
способности

• применение
известного в новых
условиях;
•самостоятельность
в нахождении
способов (приемов)
создания образа;
• нахождение
оригинальных
способов
(приемов), новых
для ребенка;
• создание новых
комбинаций на
основе ранее
освоенных образов

• нахождение
адекватных
выразительно
изобразительных
средств для
создания образа;
• соответствие
результатов
изобразительной
деятельности
элементарным
художественным
требованиям
• проявление
индивидуального
почеркакак особой
манеры исполнения и
характера образа

С детьми
проводиться
естественный
педагогический
эксперимент. В
отдельном
помещении
оборудуется место
для
индивидуальных
занятий с детьми.
На столе свободно
размещаются
разные
художественные
материалы и
инструменты для
свободного выбора
их детьми в ходе
эксперимента. Дети
приглашаются
индивидуально.
Ребенку предлагают
выбрать, как и чем
бы он хотел
заняться - лепить,
рисовать, вырезать.
По ходу
эксперимента
фиксируется:
-выбор ребенка
последовательность
развития замысла
-сочетание видов
деятельности
- комментарии по
ходу действий
- игровое и речевое
развитие
художественного
образа .
На основе
эксперимента
составляется
«портрет»
художественного
развития каждого
ребенка.

Показатели процесса и качества продукции детского художественного
образа(автор Ветлугина Н.А.)
Отношения, интересы:
искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность интерес
изобразительной деятельности способность «вхождения» в изображаемый образ

к

Показатели способов творческих действий:
создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов;
дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных
приемов изображения;
самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых
условиях.
Показатели качества результатов творчества:
нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения
художественных образов в рисунке, лепке аппликации;
соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:
особенности цветовой гармонии, колорита;
характер линии, выразительность формы, силуэта; ритм цветовых пятен, линий форм;
своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и
т.д.);
«Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком
своего эмоционального отношения к образу.
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.)
- поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение деятельности;
- углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление больше
узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их выразительных
средствах устойчивый, который определяется индивидуальными предпочтениями каждого
ребенка (один больше интересуется рисование карандашами, другой - красками, третий пластикой форм в лепке и т.д.).
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного
возраста
( автор Казакова Т.Г.)
Задание по восприятию искусства. 4-6 лет
Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и Выбрать ту,
которая понравится; сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать
название картине
Задание по восприятию искусства 3-4 года
Детям предлагаются два изделия ( дымковская игрушка и хохломская посуда) и
Предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет элементы)
Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Моя семья»
Тема: «Чем я люблю заниматься»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками,
карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского
изобразительного творчества, их - выразительность: не только на содержание рисунков,

но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития
Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы,
используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем
знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой
деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими
навыками.
Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается
стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств
выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно
полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений.
Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое
владение техническими навыками.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
5.1 Обеспечение образовательной деятельности учебно – методическими пособиями
1.Анджело С. Рисунок цветными карандашами, М.: АСТ, 2011
2. Баймашова В. А. Как научить рисовать: цветы, ягоды, насекомые, М.:
«Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2011
3. Врублевская Н. Для начинающих. Техники изобразительного искусства, М.: АСТ, 2010
4. Долженко Г. И. 100 оригами, Ярославль: Академия развития, 2010
5. Ефремова А.М. Большая
энциклопедия
поделок:
Игрушки. Оригами.
Маски и костюмы. Кукольный театр, М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010
6. Жемчугова П. П. Изобразительное искусство, СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2010
7.Коровкин О.А. Атлас цветов, М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2010
8. Крошоу Э. Как рисовать пейзажи акварелью. Подробный самоучитель для начинающих,
М.: АСТРЕЛЬ, 2011
9.Минеджян Т. Коллаж: шаг за шагом, М.: АСТ, 2010
10.Морозов Е. Живопись и рисунок гуашью. Самоучитель, М.: ЭКСМО, 2012 0. Редькина
Т. В. Водный пейзаж. Основные техники изображения, М.: ООО «ТД Издательство Мир
книги», 2010
11. Розэнберг К. Рисуем цветы, М.: АРС – РОДНИК, 2012
12. Сервер Ф. А. Акварель для начинающих, М.: АСТ, 2011
13.Сергеев А.А. Русские живописцы, М.: «Белый город», 2011
14.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи, - 6 – е изд., М.: АЙРИС – ПРЕСС, 2010
15.Соколова С. Азбука оригами, М.: ЭКСМО, 2010
16.Уотт Ф. Большой самоучитель рисования, М.: РОСМЭН, 2010
17.Фостер У. Рисуем собак, М.: АСТ, 2012
18.Хананова И. Соленое тесто, М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010
19.Хансен Д. Цветы акварели, М.: АСТ, 2012
20.Чернова Е.В. Пластилиновые картины, Ростов н. / Д: Феникс, 2010

21.Шалаева Г.П. Большая книга художника для самых маленьких, М.: Слово, ЭКСМО
22.Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью, М.: ЭКСМО, 2011
23.Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью, М.: ЭКСМО, 2011 51. Шоу Д. Шаг за
шагом. Курс живописи, М.: АСТРЕЛЬ, 2010
Электронные ресурсы
1.Татьяна Калинина. Программа по изобразительному искусству в 4 частях «Агентство
образовательного сотрудничества», Спб.:2012
http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/156
2.Федеральный портал «Российского образования» http://www.edu.ru/
3.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по ИЗО http://festival.1september.ru/subjects/28/
4.Сетевое объединение методистов http://som.fsio.ru/subject.asp
5.Федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
6.Электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября" http://art.1september.ru/
7.Школа Карандашика - http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html
8.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru
9.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. –
www.festival.1september.ru
10.Музеи мира – галерея искусства http://www.smirnova.net/

6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТСО

Развивающая среда
Пространственная

Музыкальный центр
Ноутбук

Изостудия

Предметная
Мебель
1.Столы с регулируемыми ножками – 8
шт.
2.Стулья 16шт
3.Шкаф для хранения материалов – 1
шт.
4.Стенд – выставка – 1 шт.
5.Репродукции картин
известных
художников для показа.
Материалы на каждого обучающегося:
1.Альбом
для рисования 48
листов
2.Листы для акварели – 20шт.
3.Кисть
круглая
большая для
рисования – 1 шт
4.Кисть тонкая – 1 шт.
5.Кисть с жесткой щетиной для клея – 1ш
6.Клей- карандаш 1 шт.
7.Гуашь 8 цветов
8.Акварельные краски – 12 цв.
9.Стакан-непроливайка – 1шт.
10.Набор цветной бумаги – 1шт.
11.Набор цветного картона – 1 шт.
12.Картон белый 10 листов
13.Набор
поделочной бумаги – 1шт.
14.Ножницы – 1 шт.
15.Пластилин – 12 цветов.
16.Мука – 200г
Соль – 200г.
17.Карандаш простой – 1 шт.
18.Карандаши цветные – 12 цветов
19.Фломастеры – 12 цв.
20.Доска для лепки – 1 шт.
21.Клеенка для рисования А4 – 1 шт.
22.Тряпочка – 1 шт.
23.Восковые мелки – 6 цв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».